Для того, чтобы посетить настоящий замок с привидениями, совершенно не обязательно ехать в Англию или Шотландию. Достаточно доехать до станции метро «Курская» и пройти немного совсем до улицы Казакова к дому № 17 или 20. Здесь находятся развалины дворца графа Разумовского. Это здание очень загадочное, в нем действительно обитает привидение. По крайней мере, одно, хотя возможно даже больше. Попробуем его найти.
Достоверно неизвестно кто был архитектором этого дворца. Но зная стиль Казакова, можно логично предположить, что его архитектором был гениальный русский зодчий Андрей Казаков. Но это не подтверждается документально. Возможно, что строительством руководил не менее талантливый архитектор Львов, но тоже в этом есть определенные сомнения. Может быть, строил ученик Львова Адам Менелас. И самая экзотическая версия говорит о том, что проект был создан английским архитектором Чарльзом Камероном, который позже строил загородную усадьбу Разумовского. Так или иначе, все эти четыре архитектора: Казаков, Львов, Менелас и Камерон были масонами и, по крайней мере, Камерон и Менелас принадлежали к одному из достаточно закрытых тайных обществ. С этим связано то, что в архитектуре дворца очень много загадочных элементов, ну, т.е. есть элементы в архитектуре, допустим, ротонды, которые, в принципе, свойственны для всей масонской архитектуры России XVIII века. Но именно в этом дворце есть много таких элементов, которые никак не объясняются даже масонской традицией. Тут и открытая лестница, которая ведет с улицы прямо фактически во внутренние покои дома, странные коридоры внутри здания, которые заканчиваются тупиками. В общем, тут много всего. Несомненно только то, что дворец Разумовского, который обошелся хозяину в 4 миллиона рублей золотом, гигантская по тем временам сумма, был одним из наиболее роскошных и загадочных дворцов Москвы.
Андрей Кириллович Разумовский, первый хозяин дворца, тоже был масоном. Но, кроме того, что он был масоном, он был одним из самых образованных людей России. Достаточно сказать, что для его обучения его отец, фельдмаршал Кирилл Разумовский, специально создал институт, в котором преподавали лучшие профессора Академии Наук. Он получил потом еще образование в Европе. Он очень серьезно занимался ботаникой, у него была лучшая коллекция экзотических растений в России. Он очень серьезно занимался минералогией. Это то, что лежит на поверхности. В своем загородном имении он собрал экспонаты со всех концов света. Он рассылал специальные экспедиции, в т.ч. и в экзотические страны, и они привозили ему новые минералы для коллекции, семена растений, экзотические цветы, у него были первых орхидеи в России. Помимо этого, вполне возможно, что эти экспедиции искали что-то еще. У него была коллекция всевозможных раритетов. Там были деревянные и каменные божки с островов Тихого океана, из джунглей Южной Америки. На все это он тратил огромные совершенно средства. К тому времени, когда он умер, большая часть этой коллекции находилась именно здесь, во дворце. Со смертью Алексея Разумовского звезда его рода закатилась. Один его сын стал безумцем и закончил свои дни в монастыре, а второй разорился, пустил с молотка практически все, что оставалось от родового богатства. Этот дворец был продан за бесценок купцу из Одессы Юркову. У одесского купца этот дворец долго не задержался во владении и был передан опекунскому совету, после чего здесь довольно долгое время, до конца XIX века, существовал сиротский приют. С 30-х годов XIX века воспитанники этого сиротского дома жаловались на то, что в доме есть привидение. Здесь раздавались непонятные звуки, шумы, слышался смех из пустых помещений, а по ночам в коридорах появлялись какие-то неясные очертания, которые очень пугали детей. Вся эта мистика прекратилась после революции 17-го года, когда это здание было передано Институту физкультуры. Отважные советские физкультурники не боялись ни привидений, ни чертей, и довольно долгое время о привидениях ничего не было слышно. Но потом начинаются 70-е годы. Здание передают тоже Институту физкультуры, только уже научно-исследовательскому, и когда здесь стало потише, привидения сюда вернулись.
Известный московский целитель Олег Львович Козлов работал в 70-х годах сотрудником Научно-исследовательского института физической культуры, который располагался в этом здании. Для него вот эти вот шумы, звуки, скрипы половиц, смех из пустых помещений были вполне привычным явлением, он даже этому не удивлялся. Однажды он ушел домой, оставив здесь на ночную смену своего напарника, и придя утром, обнаружил своего напарника в углу комнаты с двумя ножами в руках, который смотрел совершенно безумными глазами и был просто вне себя от пережитого ночью ужаса. Причем напарник был человеком вовсе не трусливым, в прошлом был сотрудником наружного наблюдения КГБ, но эта ночь, которую он здесь пережил, привела к тому, что человек за ночь поседел просто. По словам Олега Козлова, здесь действительно есть привидения. Эти рассказы подтверждаются нашими современниками, которые нашли в себе достаточно куража для того, чтобы провести здесь, в этом строении, в этих руинах, ночь. В принципе любой из вас может испробовать себя и заодно проверить, есть ли на самом деле привидение. Просто проведя ночь в руинах бывшего дворца графа Разумовского.
Вот по этим подземным коридорам и разгуливают призраки дворца Разумовских. Очень сложно сказать какая у этих призраков и привидений история, ведь у всех привидений должна быть какая-то история. Но история призраков дворца Разумовских скрыта такой тайной, что, чтобы ее разгадать, нужны годы и годы специальных исследований. Пока можно сказать только одно: дети графа Разумовского прекрасно знали, что отец проводит здесь какие-то эксперименты, в т.ч. с теми артефактами, которые привозили ему из разных концов света. Один из его сыновей, правда, тот, который был безумен, много говорил о том, что его отец знался с дьяволом. А второй сын за бесценок продал этот роскошный дворец. Он был действительно роскошным, сейчас это руины, а тогда везде была бронза, стекло, хрусталь, подоконники из лазурита. Одно из самых богатых убранств Москвы того времени было именно здесь, во дворце Разумовских. И все это было продано буквально за гроши. Почему? Возможно, потому что сын Разумовского хотел поскорее избавиться от этого дьявольского наследия своего отца.
А сам Алексей Кириллович Разумовский, безбожник и вольтерианец, после тех загадочных экспериментов, которые он ставил здесь, в этом дворце, сделался человеком богобоязненным, искренне верующим, и за эти свои заслуги был назначен министром народного просвещения. И именно он, кстати говоря, основал знаменитый Царскосельский лицей. А впоследствии настолько преуспел на своем религиозном поприще, что даже попал под влияние иезуитов и выступал за исключение из школьных программ, программ учебных заведений, любых наук, которые могли бы хоть как-то заставить усомниться молодых людей в истинности религиозных догматов. Явно перед Войной 1812 года что-то с ним произошло. Какой-то опыт, который был им получен, просто полностью изменил этого человека. Кто знает, кого он вызывал в этих стенах.
P.S.
Улица Гороховая, на которой стоял и стоит, собственно говоря, дворец Разумовского, это такая Рублевка XIX века. Здесь и слева, и справа были богатые особняки, и к Яузе вниз тянулись парки. Каждый старался сделать свой парк более пышным, более интересным, более оригинальным, чем у других. Соседи Разумовского старались как минимум не отстать от него. Ближайший сосед, богач Демидов, например, открывал свой парк по праздникам для гуляния москвичей. В парке Демидова было огромное количество цветов, и как-то раз московские дамы, гуляя в праздник по его парку, оборвали практически все цветы. И вот Демидов, разозлившись на москвичек, которые оборвали все цветы в его парке, придумал следующую каверзу. На следующий праздник он велел снять с постаментов все статуи, которые стояли у него в саду, а было их довольно много, и поставил на постаменты своих крепостных мужиков, причем раздетых догола. Когда московские дамы пришли гулять в его парк, случился, конечно, жуткий конфуз, и больше москвички цветов в саду Демидова не рвали. Вот такие забавы были у хозяев здешних поместий.