18 декабря 1999 г. я в составе группы из исторического научного общества «Поспал» оказался на Тришинском кладбище. Нашей целью было обследование кладбища на предмет культурно-исторических ценностей. Тут можно увидеть захоронения с середины ХІХ века до 60-х годов ХХ века. Само кладбище было закрыто для захоронений в 1969 г. и сейчас имеет статус культурно-исторического памятника, охраняемого государством.
Оказавшись на северо-восточной стороне кладбища, на тыльной стороне одного из надгробий мы заметили странное изображение, напоминающее женский лик, чем-то сходный с иконописным изображением Божьей Матери. Этот эффект получился от необыкновенного сочетания отсыревших участков по контуру плиты и сухого центра, а чёрная структура камня в верхней части сухого пятна напоминает волосы. Поверх «волос» идёт светлая сухая полоска, напоминающая нимб. Человеческое воображение, конечно, может нарисовать всё что угодно. Вблизи изображение не кажется чем-то сверхъестественным, но если отойти подальше и внимательнее присмотреться, то сходство очевидно.
Само же захоронение принадлежит некому Спавинскому Феодору Григорьевичу, скончавшемуся в 1913 году в возрасте 55 лет. Текст на лицевой стороне надгробия гласит: "Феодоръ Григорьевичъ Спавинский. Сконч. 6 марта 1913 г. на 55 году жизни. Миръ праху твоему, дорогой мужъ".
По внешнему виду захоронения и содержанию надписи можно почерпнуть дополнительную информацию о личности покойного. Могильное убранство: массивное надгробие и кованная железная ограда с искусными украшениями - говорит о благосостоянии его семьи. Последние строчки надмогильной надписи говорят, что Спавинский был женат. По вероисповеданию - христианин. Форма креста на надгробии - шестиконечная, что говорит о его принадлежности к православной вере или, что менее вероятно, униатской. Внутри ограды стоят два высоких пенька - это говорит в пользу того, что за могилой уход нечастый (что даже успели вырасти два деревца), но совсем неухоженной могила не выглядит.
Могила Спавинского посещалась периодически с целью наблюдения за возможными изменениями феномена. Второй визит был совершён 23 декабря 1999 года, и во время него были сделаны два снимка. Третий и четвёртый - 22-го и 25-го января 2000 года. За это время прошли обильные снегопады и дожди, а изображение на надгробии от этого стало только ярче, так как плита сильнее пропиталась влагой. Во время четвёртого визита было проведено обследование могилы на предмет магнитных аномалий с помощью компаса, никаких отклонений не обнаружено.
26 января 2000 года я связался с Анатолием Гуриным, журналистом газеты «Вечерний Брест», с целью возможного опубликования сведений о наблюдаемом на Тришинском кладбище явлении. А. Гурин известен тем, что уже опубликовал статью об одной фотографии, на которой одной кобринской чете удалось запечатлеть призрака («Вечерний Брест» за 24 апреля 1998 г.). Он заинтересовался и моим случаем. Чеберкус Н., фотограф «Вечернего Бреста», осмотрел фотографию надгробия и негатив и не нашёл никакого подвоха. Мы условились, что как-нибудь вместе съездим на кладбище, чтобы обозреть «чудо», я оставил им один экземпляр фотографии и свой домашний телефон. На этом дело и заглохло. Чеберкус угодил в больницу, а Гурин, видимо, потерял к этому интерес. Однако фотография (№ 2) с моим сопроводительным комментарием была опубликована в газете «Секретные исследования» (№ 3, 2000 г.).
Пятый визит я совершил вместе с Демидовичем Юрой 14 мая 2000 года. Кладбище утопало в зелени. Изменений с изображением на надгробии не произошло, если не считать того, что отсыревшие участки плиты позеленели. В тени листьев всё выглядит уже не так впечатляюще. Во время шестого посещения (21 августа 2000 г.) мной были сделаны ещё два снимка надгробия. Посещение было вызвано прошедшим незадолго до этого ураганом, после которого кладбище понесло некоторый урон, повалило даже одно толстое дерево. Но могила Спавинского была в порядке. После прошедших дождей изображение стало ярче. Эти и зимние наблюдения показали, что «тришинский феномен» напрямую связан с осадками, просачивающимися в материал надгробия.
Седьмое посещение 16 апреля 2001 г. было вызвано происшедшим неделей назад погрома на кладбище, произведённого сатанистами. Могила Спавинского не пострадала, так как находится на окраине кладбища, в то время как погром был совершён в его центре. Сатанисты опрокинули несколько надгробий, обломали несколько каменных крестов. На то, что это были сатанисты, указывает нарисованная на одной из плит пентаграмма, хотя это могла бы быть и ложная наводка обычных хулиганов. Мною были сделаны два снимка «Тришинского феномена» и шесть снимков результатов погрома.
15 февраля 2002 г. во время восьмого визита на кладбище были сделаны ещё четыре снимка надгробия Спавинского с разных ракурсов.
4 ноября 2002 г. состоялся девятый визит. На этот раз было сделано три снимка «феномена» с различным приближением. Перед этим мной был сделан тщательный предварительный просмотр прежних фотографий и было замечено нечёткое изображение «младенческого лика» на левой стороне груди наблюдаемой фигуры. Но этот «младенческий лик» так неясен, что может быть списан и на игру воображения. Однако это делает изображение более похожим на иконописный лик Богоматери с младенцем.
О проводимых исследованиях был поставлен в известность Бодиловский В., возглавляющий «Речицкое Общество Уфологии и Энергоинформационного Обмена» (РОУФО и ЭО). Ему была выслана фотография № 2 надгробия Спавинского, получившая в его архиве инв. № Ф0010 (письмо № П0002,2). С его стороны были получены некоторые рекомендации по проведению исследований и информация о схожих явлениях.
Помимо непосредственных наблюдений была сделана попытка изучить феномен с другой стороны путём сбора информации о личности самого покойного. Такие сведения теоретически можно получить в архивах. Но так как дореволюционные документы сохранились в малом количестве, то шансы найти информацию именно о Спавинском невелики. Тем не менее, в марте 2000 г. был сделан запрос в Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно, в котором содержатся документы по Гродненской губернии дореволюционного периода. Однако, услуги архива по поиску сведений оказались платными, и общая сумма оплаты явно была мне не по карману.
Другой вариант, более практичный и не требующий платы, - поработать в архиве самому. Но проживание в Гродно также влетело бы в копеечку. Другое возможное разрешение проблемы - поиск исследователя, проживающего в Гродно, который заинтересовался бы «Тришинским феноменом» и согласился бы поработать в архиве. Поиск нужного кандидата был предпринят через «РОУФО и ЭО», возглавляемое Бодиловским Виктором. Последний порекомендовал мне Сергея, гродненского «контактёра». После переписки и нескольких телефонных разговоров удалось выяснить, что Сергей - учащийся 9-го класса гродненской гимназии № 30 (по состоянию на конец 2000 г.). Он согласился с моим предложением. Но появилась ещё одна трудность - получение отношения, т. е. доступа, в архив (да ещё и для школьника). Теоретически это возможно, но трудно осуществимо на практике. Достать для него отношение с моей стороны через молодёжные организации не удалось. Мной Сергею было предложено несколько вариантов получения отношения, остальное зависит от его стремления и настойчивости. Ему была выслана фотография № 2 «Тришинского феномена». Последнее сообщение от него было получено 31 января 2002 г. По его молчанию можно сделать вывод, что ему не удалось попасть в архив.