Позвольте вас, господа, поздравить с круглой датой: 300 лет назад человечество узнало про полтергейст. Этот термин (в переводе на русский — «шумный дух») придумал в 1713 г. немец Бертольд Герстман, в доме которого втечение нескольких недель до того, вроде бы, совершенно самостоятельно двигались шкафы, летали книги и подсвечники, билась посуда.
Профессор Андрей Ли, создавший в России службу «скорой помощи» при полтергейстах, рассказал об удивительных случаях из своей практики.
Разрушительные чудеса, случаются они и в наши дни. В народе по этому поводу существуют самые простые толкования: нечистая сила балуется, духи умерших возвращаются. Или вот придумали имя для «виновника» ЧП - барабашка озорничает. У современных исследователей мнения по поводу природы полтергейста иные. Чтобы лучше изучить данный феномен, один из них – доктор медицинских и кандидат технических наук, профессор Андрей Ли даже создал и на протяжении десятка лет обеспечивал работу специальной экстренной службы – скорой помощи при полтергейстах.
"За годы существования этой службы, начиная с 1995-го, я и мои помощники «отработали» около сотни обращений, – рассказал Андрей Ли. – Приблизительно четверть из них – банальные розыгрыши. Еще в таком же количестве случаев при более тщательном изучении удавалось обнаружить естественные причины возникновения беспокоящих людей «шалостей барабашки». И еще примерно столько же случаев оказались имитацией полтергейста, которую затеял кого-либо из членов семьи. Много звонков поступало от людей, страдающих психическими и неврологическими расстройствами. Лишь шесть-семь раз довелось сталкиваться с подлинным проявлением полтергейста.
Наверняка вы слышали о явлении под названием телекинез: человек, управляя своей энергией, может перемещать на расстоянии предметы, удерживать их на поверхности собственного тела. Так вот полтергейст – тот же телекинез, только энергия, в данном случае выделяется подсознательно, спонтанно. Сам «излучатель» об этом даже и не догадывается.
Принято делить полтергейстные процессы на четыре категории. Шумовой полтергейст сопровождается звуками, не имеющими видимых источников, – ударами в двери и стены, скрипами, царапаньем. При двигательном полтергейсте предметы перемещаются, будто направляемые какой-то невидимой рукой, – летают по комнате, падают, разрушаются. Реже встречается огневой полтергейст, когда пламя, вдруг, вспыхивает на обоях, одежде, книгах.
И, наконец, бывает иногда водный полтергейст: струи возникают в воздухе, непонятно как образуются лужи на полу, мокрые пятна на стенах. Всю эту «чертовщину» вызывают не потусторонние силы, а специфическая активность мозга кого-то из людей, находящихся в данном помещении и обладающих не выявленными способностями к телекинезу. Чаще всего роль «барабашки» исполняют (незаметно для себя) дети и подростки, воспитывающиеся в неполных или «конфликтных» семьях, а так же взрослые люди так называемого истероидного склада личности.
Внутреннее напряжение накапливается в результате каких-то неразрешенных, загнанных внутрь, семейных неурядиц и потом, вдруг, эта отрицательная энергия обнаруживает себя в виде полтергейста. Наверняка проявления «шумного духа» встречаются в тюрьмах, в армии, но все эти случаи проходят мимо нас – исследователей. А между тем, последствия этого феномена могут привести в таких условиях к трагедии. Представьте, что будет, если огневой полтергейст возникнет возле ящика со снарядами!"
Профессор Ли и его помощники использовали при выездах на места происшествий комплект аппаратуры, который они назвали «ловушкой для полтергейстов»: 4 миниатюрные видеокамеры.
"Мы приезжаем в «проблемные» квартиры и устанавливаем там круглосуточное видеонаблюдение. При просмотре кассет иногда интересные вещи обнаруживаются. Вот, посмотрите, что такое настоящий полтергейст".Профессор включил видеомагнитофон: на экране – четыре «картинки», снятые камерами, установленными в разных местах квартиры. Качество изображения, конечно, далеко от современного HD, однако вполне позволяет проследить за ходом событий: в кухне хозяйка моет посуду, тут же ее старший сын что-то мастерит, а его младший братишка сидит в комнате на диване и смотрит телевизор. Вдруг за спиной у мальчика появляется яркое пятнышко. Оно быстро растет, и вот уже видно, что это языки пламени, пляшущие по обоям. Ребенок оглядывается, вскакивает и идет на кухню за подмогой. В следующем эпизоде, зафиксированном на пленку, мама с сыном подходят к очагу разгорающегося пожара и сбивают пламя. Особой паники во всех действиях не ощущается: подобное событие, видимо, обитателям квартиры уже не в диковинку.
"Причина полтергейста в данном случае совершенно очевидна - младший из братьев, – пояснил мой собеседник. – Именно он спонтанно создает вокруг себя за счет способности к телекинезу высокотемпературные очаги. Один из них оказался в толще бетонной стены позади дивана, попавшие в эту зону обои вспыхнули. Остальное вы видели. Чтобы полностью снять опасность повторения таких ситуаций, нашему психологу пришлось поработать с мальчиком, используя специальные методики, с помощью которых удается перевести огневой полтергейст в более безопасную разновидность — в двигательный, и затем постепенно вообще свести проявления «шумного духа» на нет".
Продемонстрированный фильм – одно из тех редких документальных свидетельств, которые удалось собрать Андрею Ли за долгие годы «охоты за барабашкой». Попали в коллекцию профессора и другие следы, оставленные этим «шалунишкой». "Вот, например, фотография: произошло самовозгорание дивана возле его верхнего края, а когда стали ремонтировать и отодрали обивку, неожиданно наткнулись на второй, более слабый, очаг возгорания, расположенной в центре диванной подушки. В другой раз мы смогли обнаружить высокотемпературный очаг, созданный благодаря феномену телекинеза, в глубине бетонной стены. По вине именно этой горячей зоны произошло возгорание обоев".
Впрочем, чаще всего видеосъемки разоблачают полтергейст «постановочный». В роли потусторонних сил оказывается кто-нибудь из обитателей «нехорошей квартиры».
В очередной раз сигнал «СОС» поступил с юга столицы. Стандартная многоэтажка, стандартная квартира, зато внутри ее... Такое впечатление, что здесь произошла какая-то грандиозная потасовка: книги сброшены с полок, коридор усеян осколками, в кухне на полу валяются вперемешку табуретки, коробки, тряпье, возле подоконника образовалось небольшое болотце - вытекла каша из опрокинутой кастрюли – типичные последствия двигательного полтергейста. Типичные, но не достоверные! Подозрения у приехавшего на вызов Андрея Ли сразу же вызвало поведение одного из обитателей жилища. Снятые в дальнейшем видеоюжеты подтвердили это. "Посмотрите на собаку! Видите? – смотрю: действительно, помимо бабушки, мамы и мальчика 8-9 лет, в квартире обнаруживается еще лохматый песик. – Обратите внимание, что собака ведет себя совершенно спокойно. А при полтергейсте домашние животные всегда нервничают. Если бы тут, действительно, разгулялся «шумный дух», пес должен был бы скулить, метаться. А индикаторами настоящих огневых полтергейстов являются тараканы: они сразу покидают ту квартиру, где проявляется этот феномен".
Те события, которые впоследствии зафиксировали видеокамеры, целиком подтвердили сомнения профессора Ли. Глядим на экран: мама пытается прибраться в коридоре, бабушка сидит в комнате, что-то записывает в тетрадке, а ее внучек мигрирует у противоположной стены. Вот он быстро оглянулся – не видит ли кто? – и, проходя мимо стола, ловким взмахом руки обрушил на пол будильник. В следующий момент хитрюга уже плюхнулся на диван рядом с бабушкой, и они оба издали разглядывают обломки часов-«самоубийц». Следующий «криминальный» фрагмент: пацан подбирает с пола валяющийся молоток и, улучив подходящий момент, бросает инструмент прямо в объектив видеокамеры. К счастью для ценной аппаратуры бросок не точен.
"Каков диверсант! Не сообразил однако, что камера-то у нас широкоугольная, и все его проделки попадают в поле зрения объектива... Мальчишка устроил этот спектакль с полтергейстом, явно пытаясь таким образом самоутвердиться в семье, где старшие его постоянно опекают и «держат за сущего младенца.В другой раз 15-летний оболтус, развлекавшийся «игрой в барабашку», додумался перед каждым своим фокусом обесточивать всю электросеть в квартире, чтобы наши камеры не работали. Пришлось договариваться с электриком, чтобы он тайком сделал дублирующую подводку. Вспоминаю еще работу в одной семье: дед – генерал, мать – балерина, и 13-летняя девочка, в роли этакой «золушки», до которой никому дела нет. Эта золушка и принялась создавать видимость огневого полтергейста. Когда мы установили свои камеры, девчушка быстро вычислила все зоны, охватываемые видеонаблюдением, и стала заниматься поджогами стен и мебели только в местах, закрытых от объективов, но все равно, мы ее вычислили.
А как-то раз позвонили из ЖЭКа: их сантехника буквально замучили вызовами в одну из квартир, где в ванной то и дело непонятным образом возникали лужи и подтеки воды. Бедняга-сантехник уж все трубы, все краны перепроверил, – никакого толку. Неужели водяной полтергейст? Потом оказалось, однако, что это сынишка хозяйки такие шутки шутит – украдкой брызгает воду из пластиковой бутылки".
Бывали, однако, заковыристые случаи, разобраться с которыми оказывалось не просто.
"Возле Савеловского вокзала стоит старая многоэтажка с двумя огромными проездными арками. Нас туда вызвали: в квартире дребезжит и падает посуда, внезапно срываются со стен полки. Наблюдения ничего не дали. Побеседовали с соседями – у них, оказывается, то же самое происходит. Что за фокусы? Лишь позднее сообразили, что виновник лже-полтергейста – сквозняк в арке, к которой как раз и примыкает квартира: потоки воздуха, проходя через эту трубу, создают инфрачастотные колебания, двигающие предметы в квартирах".