В Китае сегодня имеют место кощунственные, на взгляд европейца, традиции, к тому же ведущие к росту криминала. Одна из них - «инь хунь», посмертный брачный союз. Когда мужчина умирает неженатым или его вдова снова выходит замуж, семья покойного делает все возможное, чтобы найти ему подругу для загробной жизни.
На кладбище Цяньню - одной из деревень северной китайской провинции Хэнань - хоронят местных бедняков. Еще несколько лет назад Гу Дасин, рабочий на пенсии, встречаясь с корреспондентами швейцарского издания Le Temps, показывал это поле, утверждая: «Здесь ни единая женщина не лежит в могиле одна».
Надгробный камень на могиле его сына тому свидетельство. Умерший в 17 лет от гепатита, Гу Чаншэн был сначала похоронен один.
«Через некоторое время, - вспоминает его младшая сестра, - старший брат явился моим родителям во сне. Он говорил им: «Мне одиноко, мне очень одиноко!» У него было печальное лицо».
Гу Дасин тут же приступил к поиску тела юной девушки. В здешних краях, где девочек вообще меньше, чем мальчиков, поиски были трудными.
Прошло шесть лет, прежде чем 10-летнюю утопленницу из соседней деревни похоронили рядом с телом его сына, положив конец его безбрачию. Союз скрепили настоящей свадьбой.
Было это так. Когда Гу Дасин узнал о смерти девочки, которая должна была стать его невесткой, он тут же послал к ее родственникам посредника - договариваться о свадьбе.
Семья поинтересовалась возрастом, физическими данными и характером Гу Чаншэна. Убедившись, что «им будет хорошо вместе», родня погибшей девочки дала согласие.
В день похорон - он же день свадьбы - семья Гу Дасина устроила большой праздник. Фотографию и мемориальную доску невесты поставили рядом со снимком и доской Гу Чаншэна на алтарь предков. Обе семьи воздали хвалу Небу, Земле и предкам. Потом начался свадебный пир.
В отличие от настоящей свадьбы, ритуал завершала не брачная ночь, а церемония погребения. Младшие братья и сестры покойных переоделись во все белое (в Китае это цвет траура), и по всей деревне стоял плач, пока гроб несли к общей могиле супругов. Как и при настоящих браках, эта свадьба позволила завязаться родственным узам.
Ван Чуаньдун долго работал партийным секретарем деревни Мяосяодуань, расположенной недалеко от Цяньню. Он тщательно составляет свое генеалогическое древо, в которое, наряду с именами отца и матери, вписал имя своей «мачехи», которая стала ею посмертно.
Поскольку после кончины мужа его мать снова вышла замуж и, таким образом, стала членом другого клана, Ван Чуаньдун «женил» своего 41-летнего отца на неизвестной, 70 лет назад умершей женщине.
Кстати, случается, что браком сочетают и скелеты вековой давности, поясняет Чжан Чжиган, журналист из провинции Шаньси, отец которого тоже стал объектом «инь хунь». Если нет и скелета, достаточно урны с прахом.
Ван Чуаньдун «женил» отца бесплатно. Но он рассказывает о широко известной практике - покупке тела: «Когда речь идет о теле юной незамужней женщины, отличавшейся красотой при жизни, и на него имеется несколько претендентов, семья организует торги, на которых цена может достигать десятков тысяч юаней».
Это целое состояние для провинции, где годовой доход среднего жителя деревни составляет около 3000 юаней.
• В 2004 году в деревне Мяосяодуань одна крестьянка приготовила суп, приправленный крысиным ядом, - она хотела избавиться от мужа, а заодно от двух дочерей 18 и 20 лет, тела которых собиралась продать для совершения «инь хунь». Муж умер, но дочери выжили, так что бизнес не состоялся.
• Через несколько месяцев полиция соседней провинции Шаньси арестовала некую Мио Тан, убившую 12-летнюю девочку по дороге в школу. Ей сказали, что тело недавно умершей юной девушки можно продать для «инь хунь» за 50 тысяч юаней. Она уже готовилась уступить его всего за 23 800 юаней, когда ее задержали.
Разумеется, убийства с целью использования тел для посмертных браков происходят очень редко. Но вот про торговлю покойниками этого не скажешь. В Китае уже существует черный рынок торговли детьми и женщинами. Новый товар в виде женских тел пробуждает алчность у многих…
• Другой случай: на вокзале города Сиань (провинция Шаньси) был задержан мужчина с двумя мешками, в которых находилось не меньше шести женских тел. Услышав, что в Шаньси он сможет продать их по 300-500 юаней за каждое, он вскрыл на кладбище в своей родной деревне могилы шести девушек.
• Случается, что клиенты этого рынка обходятся без посредников. Именно так поступили братья Цзин (из той же провинции Хэнань), которые украли тело девушки, убитой своим приятелем, и спрятали его на заброшенной шахте. Вместе с четырьмя другими жителями села они потом похоронили девушку вместе со своим старшим братом, который «страдал от одиночества», - так они потом объяснили в полиции.
Первая реакция профессора Чэнь Цзянфэна, специалиста по народным обычаям из Хэнаньского научно-исследовательского института, была, по мнению швейцарских корреспондентов, неоднозначной, чувствовалось смущение. Как патриот, он беспокоится, прежде всего, об имидже своей страны в глазах иностранцев. Но профессор вынужден был все-таки признать, что «инь хунь» «с некоторых пор возрождается».
Официально запрещенный, но терпимый на местах, осуждаемый властями и элитой как пережиток далекого прошлого, обычай женить умерших имеет такую же древнюю историю, как и сам Китай.
- Как погребальный ритуал, - поясняет профессор, - «инь хунь» восходит к династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), когда цивилизованные, то есть запретившие человеческие жертвоприношения (когда вместе с главой династии отправляли в могилу его жен), похоронные церемонии были введены по всей территории Китая. Ритуал посмертных браков существовал повсюду - на севере и на юге, на востоке и на западе. В 1949 году коммунисты положили этой практике конец.
У истоков «инь хунь» лежат два ключевых элемента китайской традиционной мысли - культ предков и даосизм. Души умерших уходят в мир теней, где предки защищают своих потомков. Но чтобы эта защита была крепкой, должна быть соблюдена гармония дао - единство инь и ян, мужчины и женщины.
- Трудно искоренить традицию, насчитывающую две тысячи лет, - заключает профессор.
В борьбе с «вредным суеверием» правоохранительные органы Китая могут, по мнению некоторых специалистов, рассчитывать на христианство, которое сейчас активно распространяется в Китае американскими проповедниками-протестантами.
Однако такие надежды выглядят довольно сомнительными. Ведь и в христианских странах по сей день существует традиция загробного брака или, во всяком случае, ее пережитки.
Далеко ходить не будем, посмотрим на православных братьев-славян. В Болгарии, например, рядом с умершим парнем все еще кладут повязанный платком камень, который потом бросают в ту же могилу - это как бы его невеста. А если хоронят девушку, то на камень надевают шапку.
В некоторых украинских селениях жениха для умершей девушки по-прежнему выбирают из живых парней. Чаще всего это, конечно, горюющий ухажер покойной. На него во время похорон надевают веночек, называют женихом, и после погребения родители умершей девушки еще целый год считают его зятем.
Однако, как сообщает украинская пресса, порой «зятя» и нанимают. Такое случается, если парень - из неимущих, а родители - из «новых украинцев».
Да и в России до сих пор не изжит обычай хоронить незамужнюю молодую девушку в свадебном наряде. И смысл у него все тот же - вступление в брак после смерти. С кем? Ответить на этот вопрос ее родственники вряд ли смогут…