БОГИНЯ ТУАЛЕТА
У китайцев когда-то была богиня отхожих мест. Этому своеобразному божеству, которое называли Цуку Чен, поклонялись только женщины. Мужчинам это было запрещено под угрозой неизбежной кары (хотя мне трудно представить мужчину, который хотел бы поклоняться такой богине). Происхождение такого уникального культа относится к временам правления императрицы Ву Ху (684-705 гг. до н. э.), когда одна образованная дама по имени Мей Ли Чин стала любовницей высокопоставленного государственного чиновника. Но он был женатым человеком, и его супруга в приступе дикой ревности, застав Мей Ли в уборной, убила ее. Когда император узнал об этом, он решил сделать несчастную богиней отхожих мест.
В годовщину ее смерти (к сожалению, в газете она не указана) по всей стране организовывались особые торжества в отхожих местах и свинарниках. Местные женщины приносили богине в жертву ее собственные изображения. Они делались из черпаков "золотарей". Этот сосуд использовался в качестве головы, на нем рисовали женское лицо. К ручке черпака прикреплялись ветки плакучей ивы, которые становились руками богини. Потом ее одевали в какое-нибудь тряпье. Женщины воскуряли фимиам, упрашивая богиню явиться к ним с помощью таких фраз: "Твой муж в отлучке, законная жена умерла, и теперь, Маленькая дама, ты можешь появиться!" ("Маленькая дама" было в те времена вежливым обращением к жене второго ранга).
Если среди молящихся была женщина-медиум, она входила в транс, и многие из присутствующих верили, что она и есть та самая богиня. Через медиума богиню спрашивали о том, каких событий им следует ожидать в будущем, каким будет грядущий урожай, кто и когда женится или выйдет замуж и т. д.
У японцев тоже существовала богиня туалета (бенжогами), которая напрямую связывалась непосредственно с жилищем. Некоторые верующие в бенжогами просили защитить их от болезней мочевого пузыря.
БОЖЕСТВО ЛЕНТОЧНОГО ЧЕРВЯ
Некоторые народности в Японии верили, что существует определенное божество по имени Аманжака в виде ленточного червя, которое временно обретается в теле человека. Он может проникнуть в него только в определенную ночь и только во сне. В эту ночь, получившую название "ночь Кошин" (опять же дата не указана), этот червь мог выползти из своего временного убежища, чтобы сообщить небесному богу о грехах человека, в чьем организме он побывал. Нужно сказать, что Аманжака в основном доставлял богу неблагоприятную информацию, даже если дело обстояло иначе. Чтобы не допустить этого, люди бодрствовали, не ложились спать в течение всей ночи Кошин.
Они даже не позволяли спать детям, опасаясь, как бы негодный червь не проник в их тельце. В ночь Кошин люди собирались в группы и чествовали это божество. Они предлагали ему свои дары, пищу и воду, рассчитывая, что Аманжака наестся и напьется, и ему станет лень доставлять свои послания на Небеса.
Считалось также, что человек, не спавший в течение семи ночей Кошин подряд, получал таким образом иммунитет и мог не бояться этого божества до конца жизни. В эту ночь строго запрещено было заниматься сексом, так как люди верили, что если женщина забеременеет в ночь Кошин, то родится очень злой и порочный человек.
Существовал еще и "день Кошин", очень популярный у японских аристократов. В XIX веке знатные дамы и придворные устраивали специальное торжество по этому поводу, на котором читали стихи, сложенные в честь этого божества.
ЖИВАЯ БОГИНЯ
Путешественники, прибывая в Непал, могли стать свидетелями поклонения живым богиням, которых называли кумари. Наиболее почитаемой и знаменитой является королевская кумари. Говорят, в ее руках находится власть и сила королевства Непал. Ни один непальский король, начиная с XVIII столетия, не правил, не получив ее благословения.
Королевская кумари - это не богиня по рождению, и она не остается таковой до конца своей жизни. Она становится живой богиней, когда ей исполняется пять лет от роду. Девочка обычно выбирается среди представительниц касты золотых дел мастеров. Окончательный выбор делает особо созданный для этой цели комитет, в который входят жрец, несколько его коллег и астролог. Девушку выбирают на основе тридцати двух лучших качеств, среди которых - отличное здоровье, чистая кожа без оспин, пятен и шрамов, наличие всех зубов и т. д. (представляете, сколько они набирают таких претенденток?)
Девушки подвергаются испытанию бесстрашия и уравновешенности. Для этого десять потенциальных кумари запирают в темной комнате, в которой полно чудовищных масок, только что срубленных голов оленей и буйволов, призванных напугать робких девушек (пяти лет от роду!). Та из них, которая не проявит ни тени страха, и будет избрана живой богиней, королевской кумари. Перед ней приносят жертву несколько буйволов, цыплят, овец, уток и козлов. Ее богато наряжают, а лоб украшают так называемым "третьим глазом". На ней красные одежды, пальцы ног выкрашены красной краской, на шее, руках и пальцах переливаются драгоценности. Каждый день королевская кумари восседает на троне в течении трех часов, принимая своих почитателей.
До нее ежедневно допускаются только двенадцать верующих. Так как кумари - это лишь маленькая, капризная девочка, она может и отказаться от встречи с верующими, и тогда им придется ждать, пока у богини не изменится настроение.
Королевская кумари постоянно пребывает в храме в период ее "назначения", которое может длиться до нескольких лет. В это время девочка не посещает школу. Она сохраняет свое высокое положение до тех пор, пока не прольется ее первая кровь. Обычно это происходит в период первой менструации, но кровотечение может вызвать и случайный порез или царапина.
Если хранитель заметит, что девушка пролила хотя бы каплю крови, то он немедленно сообщает об этом королю. Повсеместно сообщается, что девочка утратила силу, так как богиня покинула ее тело. Она возвращает все свои украшения попечителю, теряет все свои привилегии и снова становится обычным человеком.
Дальнейшая судьба бывшей кумари больше никого не волнует. Известны случаи, когда бывшие живые богини прозябали в нищете. Обычно она остается незамужней до конца своей жизни. Существует поверье, что тот мужчина, который рискнет взять ее в жены, долго не протянет и вскорости умрет.
КРОВОЖАДНАЯ КАЛИ
Среди всех индусских божеств самой жестокой и кровожадной богиней является богиня Кали. Это богиня смерти и разрушений, она несет главную ответственность за чуму, холеру, оспу и другие не менее страшные болезни и эпидемии. Традиционно ее изображали в виде обнаженной чернокожей женщины с четырьмя руками; и если две она поднимает в жесте благословения, то в третьей она держит отрубленную человеческую голову, а в четвертой у Кали либо кинжал, либо петля. Все ее тело украшено черепами, даже серьги сделаны из черепов младенцев.
По всеобщему поверью, только человеческие жертвы могли умилостивить эту мстительную богиню. Жертвоприношения отмечались еще в начале XIX века, особенно в северо-восточной части Индии. Жертвой обычно был доброволец.
Это было важное событие, казнь притягивала к себе толпы людей. Жертву в нарядной одежде помещали на высокую платформу, чтобы все могли наблюдать за процессом. Палач вынужден был ждать, пока доброволец, поклонник культа Кали, сам не подаст знак того, что готов к смерти. После этого жертве отсекали голову, которую на золотом ритуальном блюде приносили в жертву богине. Кровь жертвы смешивалась с рисом, и это яство съедалось на особой церемонии местными раджами и членами их семей.
В последнее время в Индии наблюдали редкие, случайные жертвоприношения, но в XVI веке такое явление носило массовый характер. Например, раджа по имени Нара Нарайама срубил в честь Кали головы 740 своих подданных. В 1830 году раджа казнил двадцать пять человек, чтобы угодить слишком требовательной богине. Британские власти официально наложили запрет на этот жестокий обычай в 1832 году.
Хотя этот жестокий обычай давно искоренен, в Индии до сих пор существуют секты, которые убеждены, что только человеческой кровью можно умилостивить Кали. В индийской прессе до сих пор время от времени всплывает информация о кровавых жертвоприношениях. Так, в 1980 году, 17 марта в газете "Times of India" было помещено сообщение о ритуальном жертвоприношении, которое совершил 32-летний деревенский житель. Он привел свою дочь в местный храм и там перерезал ей горло, принеся ее в жертву Кали. В другом сообщении, помещенном в газете "Indian express", рассказывалось, что отец с этой целью зарубил топором своих четверых детей, которым не исполнилось даже семи лет. Свой чудовищный преступный акт он совершил перед изваянием свирепой богини.