В конце минувшего лета на улице Максима Горького начались большие строительные работы. По проекту эта центральная магистраль должна обзавестись четырехполосной проезжей частью, современными безшпальными трамвайными путями с мягким ходом, благоустроенными тротуарами. Дело, безусловно, нужное. Такой большой переделке улица Максима Горького (бывшая Сенная) не подвергалась аж с 1811 года, когда она впервые была нанесена на самый первый план города Ростова-на-Дону, высочайше подписанный российским императором Александром I.
Однако первый же участок реконструкции прошел по территории старого кладбища Ростова, о котором все забыли. Когда рабочие в первый раз наткнулись на человеческие останки, они встревожились и вызывали полицию. Правоохранители, убедившись, что это очень старое захоронение и никакого криминала здесь нет, потеряли к человеческим останкам всякий интерес. А находки костей стали следовать одна за другой. На стенках траншеи, вырытой для труб водовода, можно было видеть ниши старых могил, из которых торчали человеческие кости.
И вот ковш экскаватора, вскрывавший слой асфальта там, где проходила проезжая часть, наткнулся на кирпичную кладку. С первого взгляда стало ясно, что это облицовка двух старинных склепов. Когда с верхушки сводчатого потолка сняли несколько кирпичей, из образовавшегося отверстия явственно потянуло тленом. Работы приостановили, на место находки вызвали представителей науки, археологов.
«Поскольку в склепах могли находиться ценности, я прошел в городское управление МВД, которое расположено буквально за углом, - рассказал председатель Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры А.О. Кожин. - По внутреннему телефону от дежурного обрисовал ситуацию, попросил выделить наряд патрульно-постовой службы для охраны этого погребения ночью, чтобы его под покровом темноты не вскрыли вандалы».
Один из полицейских уже в темноте стал светить фонариком в отверстие склепа. В луче света был виден совершенно целехонький гроб, обитый какой-то цветной каймой.
Неприятный запах усилился и донесся до публики, наблюдавшей за этим со стороны. Одна мамочка поторопилась увести своего ребенка, другая женщина вслух высказала опасение, что из вскрытой могилы может распространиться какая-нибудь зараза. Полицейские благоразумно не стали лезть дальше в старую могилу, а накрыли отверстие какой-то картонкой. Но запах все равно шел...
Руководил работами по вскрытию склепов и их обследованию ведущий археолог государственного автономного учреждения «Донское наследие» Алексей Гармашов. Одна из самых первых рабочих версий (еще до вскрытия погребений) была - что здесь похоронены ксендзы - служители Ростовского костела во имя Станислава, который до революции был построен неподалеку, в переулке Соборном. На эту мысль наводила форма погребения: склепы характерны более для католиков, чем для православных. Во всяком случае, было ясно, что здесь были погребены не рядовые ростовцы, а скорее всего священнослужители.
Успенская церковь, стоявшая на Соборном-Сенной (разрушена в 1930-х) неподалеку, на месте «Дома профессуры» (Соборный, 39), некогда была выстроена величественная церковь Успения Пресвятой богородицы (снесена в 30-х годах прошлого века). Вокруг него располагалось кладбище. В склепах могли покоиться и священнослужители этого храма.
Однако при более тщательном историческом анализе находки А.И. Гармашов выдвинул совершенно другую версию. Дело в том, что костел и Успенский собор были построены в 80-х годах XIX века, когда Сенная улица уже существовала, хотя и являлась окраиной Ростова. Устраивать склепы под ногами прохожих и колесами повозок, разумеется, никто бы не стал. Следовательно, захоронения следует отнести к более раннему периоду.
А раньше рядом с этим местом стояла церковь Всех Святых. Ее история началась еще в 1785 году, когда в Димитриевской крепости было решено построить новый, более вместительный Покровский храм. Старую деревянную церковь разобрали, и эти материалы были использованы для строительства храма на городском кладбище, которое тогда находилось в районе пересечения Соборного переулка с нынешними улицами Красноармейской, а также Греческого города Волос. Церковь была построена очень быстро, всего за полтора года, и 19 мая 1787 года была освящена протоиереем Иоанном во имя Всех святых.
Городское кладбище было упразднено в начале XIX века - на первом плане Ростова оно уже было отмечено пунктирной линией. Городской погост перенесли к западу, на Новое поселение (сейчас на этом месте находится Дворец спорта). А улица Сенная, как отмечает А.И. Гармашов, на первом городском плане хотя и была отмечена, но только как перспективная, под грядущую застройку. На самом деле в те годы эта местность представляла заросший травою пустырь.
Уже гораздо позже кладбище снесли, по нему пролегла улица Сенная, в советское время получившая имя Максима Горького. Всехсвятский храм сгорел в результате большого пожара 3 октября 1865 года. Его не стали восстанавливать, так как в это время на новом городском кладбище на средства городского головы А.М. Байкова была заложена новая церковь, которая стала Всехсвятской (взорвана в 1966 году). А склепы, как и другие могилы старого городского кладбища, оказались под ногами прохожих.
«Следовательно, в этих захоронениях, вероятнее всего, покоятся священнослужители старинного Всехсвятского храма. И они были погребены никак не позже 30-х годов XVIII века», - делает вывод на основании проведенного исторического анализа ведущий археолог «Донского наследия» Алексей Иванович Гармашов.
Предположения специалиста практически полностью подтвердились на следующий день, когда были вскрыты склепы и оба гроба. Обратил на себя внимание кирпич, из которого были сделаны склепы. Грубой формы, кустарного обжига, без фирменных клейм, которыми обозначали свою продукцию ростовские кирпичные фабриканты. Значит, кирпичная кладка склепов относится к более раннему времени, когда город еще только зарождался.
Удивление вызвал первый гроб, который впервые увидел свет после двухвекового пребывания в склепе. Достаточно хорошо сохранившееся дерево было обито каймой, которая на крышке образовала православный крест.
Поскольку ожидалось, что в могиле найдут останки священнослужителя, при вскрытии склепа присутствовал представитель Донской митрополии.
При помощи веревок массивную домовину извлекли на поверхность земли. Тут же осторожно приподняли крышку. Стоявший рядом батюшка непрерывно читал молитву...
Солнечный свет упал на тело человека в одеянии священника, с крестом и поручами. Это было именно тело (хотя и мумифицированное), а не распавшийся скелет, чего можно было ожидать в древней могиле. Голова высоко лежала на подушке, в сложенных руках был зажат православный крест. На голове покойного даже были видны волосы!
Точно так же вскрыли и второй гроб, тоже прекрасно сохранившийся. Но в нем остались только кости. По остаткам одежды определили, что здесь была погребена женщина. По первоначальным предположениям, это супруга погребенного священника или кто-то из его родственников. Очень велика вероятность, что найдены останки одного из настоятелей Всехсвятского храма.
Когда гроб поднимали на поверхность, нижняя, полностью сгнившая доска отвалилась, и останки остались лежать в склепе.
В церковной практике такие данные позволяют поднять вопрос о личности покойного перед Комиссией по канонизации. Говорить о явных признаках святости пока преждевременно, но Комиссия по канонизации Ростовской епархии приступила к исследованию этого случая. «Попытаемся установить имя священника и хоть какую-то информацию о его жизни», - дал комментарий пресс-секретарь главы Донской митрополии И.П. Петровский.
Церковь активно подключилась к обследованию раскопанного участка старого православного кладбища. Останки из склепа, а также многочисленные фрагменты костей из других захоронений сейчас перенесены в храм Покрова Пресвятой Богородицы, что при Северном кладбище.
К сожалению, идентифицировать личности всех найденных людей уже невозможно. Но, учитывая место захоронения, традиции и положения того времени, мы можем с точностью определить, что по религиозной принадлежности это были православные христиане. Поэтому все фрагменты человеческих останков, найденные при дорожных работах, помещены в общий контейнер и также отправлены в Покровский храм. «Наша святая обязанность при перезахоронении не только соблюсти должное благоговение, но и совершить по всем этим людям первую, наверное, за несколько столетий заупокойную молитву», - говорит Игорь Петровский.
Епархиальная комиссия по канонизации уже приступила к своей работе. «Если будут найдены данные и основания для канонизации, значит, на улице Горького был найден не просто объект археологического обременения, а свершилось чудо Божие», - подчеркнул пресс-секретарь Донской митрополии.
Остается только упомянуть о панических слухах, которые на прошлой неделе поползли по Ростову. Дескать, из древнего кладбища может выползти и распространиться по городу какая-нибудь зараза. Санитарно-эпидемиологические службы города словно не заметили вскрытия старых могил...