«Плетёный человек» (англ. Wicker Man - Названия, употреблявшего древними кельтами, не сохранилось; современное обозначение предмета заимствовано из английской народной культуры, где сохранился сходный ритуал, не предполагающий сожжения живых существ.) — сделанная из ивовых прутьев клетка в форме человека, которую, согласно «Запискам о галльской войне» Юлия Цезаря и «Географии» Страбона, друиды использовали для человеческих жертвоприношений, сжигая её вместе с запертыми там людьми, осуждёнными за преступления или предназначенными в жертву богам. В конце XX века обряд сжигания «плётеного человека» возродился в кельтском неоязычестве (в частности, учении викка), но уже без сопутствующего ему жертвоприношения.
«Плетёный человек» на гравюре XVIII века.
Существование человеческих жертвоприношений в религии древних кельтов зафиксировано у многих римских авторов. О них упоминают Цицерон, Лукан, Светоний, Тацит, но только у Цезаря содержатся отрывочные сведения об использовании в обрядах «плетёного человека»:
Р’СЃРµ галлы чрезвычайно набожны. Поэтому люди, пораженные тяжкими болезнями, Р° также проводящие жизнь РІ РІРѕР№РЅРµ Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… опасностях, РїСЂРёРЅРѕСЃСЏС‚ или дают обет принести человеческие жертвы; этим Сѓ РЅРёС… заведуют РґСЂСѓРёРґС‹. Р?менно галлы думают, что бессмертных Р±РѕРіРѕРІ можно умилостивить РЅРµ иначе, как принесением РІ жертву Р·Р° человеческую жизнь также человеческой жизни. РЈ РЅРёС… заведены даже общественные жертвоприношения этого СЂРѕРґР°. Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные РёР· прутьев, члены которых РѕРЅРё наполняют живыми людьми; РѕРЅРё поджигают РёС… СЃРЅРёР·Сѓ, Рё люди сгорают РІ пламени.
(Записки о гальской войне)
Правдивость сведений, сообщаемых Цезарем, часто ставится под сомнение; у него усматривают стремление во что бы то ни было оклеветать своих врагов — галлов, приписав им приверженность жестоким обрядам.
Страбон в IV книге «Географии» сообщает, что друиды совершают жертвоприношения, пронзая людей стрелами, закалывая в храмах и сооружая «колосс» из соломы и дерева, в который бросают скот, диких зверей и людей, а затем всё сжигают. Этот фрагмент почти полностью совпадает с информацией Цезаря; возможно, Страбон просто заимствовал его из «Записок». Каких-либо археологических подтверждений существования этого ритуала не имеется.
Горящий «плетёный человек» на фестивале Burning Man. 2004 год.
Джеймс Джордж Фрезер, не сомневаясь в наличии у древних кельтов жертвоприношений с «плетёным человеком», приводит многочисленные примеры пережитков этого обряда в культуре народов Европы (прежде всего в аграрных ритуалах) и связывает их с распространённым обычаем сжигать людей, подозреваемых в колдовстве, на кострах.
Надо сказать, что обычаи сжигать жертвы или приговоренных в клетках, срубах, хижинах были свойственные многим народам, и сами же римляне, преследуя христиан, надевали на них "одежду", сплетенную из соломы и промазанную смолой и сжигали, превращая в живые факелы.
Кроме того, достаточно часто жертв сжигали и в специально приспособленных для этого статуях-жертвенниках, хотя бы в знаменитом "медном быке".
В современности
Имитация обряда с участием «плетёного человека» используется некоторыми неоязыческими группами, ориентирующимися на кельтскую традицию (главным образом в Великобритании). Как правило, они приурочены к определённым праздникам вроде Бельтайна; участники ритуала оплетают ивовыми прутьями деревянный каркас и торжественно сжигают его. Некоторые «плетёные люди» могут достигать огромной высоты, а их создание занимает несколько дней. Жертвоприношение каких-либо живых существ в обряде отсутствует.
С 1986 г. в штате Невада проводится ежегодный фестиваль Burning Man, на котором сжигается огромная деревянная статуя.
Ввиду зрелищности тема получила отражение в современном искусстве, так одноимённая песня есть у британской Heavy metal группы "Iron Maiden".
В литературе
В цикле «Ведьмак» Анджея Сапковского присутствует описание данного ритуала. Его в книге народная молва приписывает друидам, что, по утверждению Геральта, является суеверием. Впрочем, это не помешало Геральту самому чуть не стать жертвой этого ритуала. Но это - явно единичный случай, потому что фламиника друидов о нем говорит следующим образом:
Эта клетка, - сказала фламиника (так в книге называется женщина-глава ордена друидов), словно и не слыша его, - должна была служить зимней кормушкой для голодающих животных и стоять в лесу, заполненная сеном. Но когда мы схватили этих мерзавцев, я вспомнила о гнусных сплетнях и наветах, которые распространяют о нас люди. "Хорошо, - подумала я, - вы получите вашу Ивовую Бабу. Вы сами придумали этот вызывающий ужас, кошмар, ну, так я вам его обеспечу...".
В кинематографе
Плетёный человек (фильм, 1973) Плетёный человек (фильм, 2006)