Золотая Заря — магический Орден, представляющий собой герметическую оккультную организацию, действовавший в Великобритании в течение второй половины XIX — начала XX вв., практиковавший теургию, магию, алхимию и поощрявший духовно развитие своих адептов. Произвел одно из наиболее сильных влияний на западный оккультизм XX века.
3 основателя, Уильям Роберт Вудман, Уильям Уинни Уэсткотт и Сэмуэль Лиддел МакГрегор Мазерс были франкмасонами и членами Английского Общества Розенкрейцеров. Уэсткотт считается первоначальной инициатором идеи о создании Золотой Зари.
Система Золотой Зари основывалась на иерархии и инициациях, подобных масонским ложам, тем не менее, женщины принимались в Орден на равных основаниях с мужчинами.
Золотая Заря состояла из 3 Орденов, и по сути была первым из них, т. е. так называемым «внешним Орденом». Однако, зачастую всю совокупность Орденов, из которых состоял Орден Золотой Зари, часто называют по имени «внешнего Ордена». Внешний Орден обучал эзотерической философии, основанной на герметической каббале и персональном развитии посредством изучения и познания 4 природных Стихий, основ астрологии, дивинации на таро и геомантии. Второй, или «Внутренний», Орден, Рубиновой Розы и Золотого Креста обучал практической магии, включая скраинг, астральные путешествия и алхимию. Третий Орден состоял из «Тайных Владык», «Неведомых Высших», весьма искусных, но не воплощенных на физическом плане, которые, как считалось, руководили действиями двух других Орденов, через духовную связь с Вождями Второго Ордена. Однако, сама история возникновения Ордена говорит о том, что некоторые из Тайных Владык Третьего Ордена все-таки были воплощены на физическом плане, и представляют собой, судя по всем описаниям и их упоминаниям — неких очень загадочных личностей, о которых очень мало известно. Существует мнение, что активное участие в организации Золотой Зари — приняли английские наследники линии мартинизма из оккультных кружков под названием «Друзья Сен-Мартена».
Представление о магии и ритуале в таких современных течениях Нью-эйдж, как викка или телема, было почерпнуто из Золотой Зари.
Основными документами подлинного Ордена Золотой Зари являются Шифрованные Манускрипты, написанные на английском с использованием шифра Тритемия. Манускрипты содержат конкретные наброски ритуалов степеней ордена и устанавливают учебный план постепенного обучения, включавшего Герметическую каббалу, астрологию, оккультное таро, геомантию и алхимию.
Согласно документам Ордена, манускрипты были переданы Кеннетом Маккензи, масонским ученым, преподобному А. Ф. А. Вудфорду, которого британский оккультный писатель Фрэнсис Кинг описывает как четвёртого основателя (хотя Вудфорд и умер вскоре после основания Ордена). Документы не впечатлили Вудфорда, и в феврале 1886 г. он передал их масону Уильяму Уинну Уэсткотту, который сумел расшифровать их в 1887 г. Уэсткотт был очень доволен своим открытием и спросил мнения о нём у Сэмуэля Лиддела МакГрегора Мазерса. Уэскотт попросил Мазерса превратить манускрипты во вразумительную систему работы ложи. Мазерс, в свою очередь, попросил о помощи Уильяма Роберта Вудмана, и тот согласился.
Мазерсу и Уэсткотту приписывают развитие набросков ритуалов из Шифрованного Манускрипта до рабочего вида. Мазерсу, как правило, также приписывают разработку учебных программ и ритуалов Второго Ордена, который он назвал RR et AC, Рубиновой Розы и Золотого Креста.
Уильям Уинни Уэсткотт получил Манускрипты в 1887 г. от преподобного Вудфорда, пожилого масона. По другой версии Манускрипты перешли к Уэсткотту в августе 1877 вместе с письмом Вудфорда , в котором тот впервые упоминает о существовании Золотой Зари и указывает на некую «пожилую Сестру из Германии», с которой Уэсткотту необходимо связаться.
Также существует версия, что Шифрованные Манускрипты были написаны Кеннетом Макензи, автором Королевской Масонской Энциклопедии и членом S.R.I.A. Маккензи знал Элифаса Леви и был другом Фредерика Холланда. По мнению одного из исследователей истории Золотой Зари Р. А. Гилберта — Храм Германубис был прототипом основанной Холландом в 1883 г. эзотерической группы, известной как «Общество Восьми». Маккензи составил ритуалы для этой группы, схематично отображенные в Шифрованных Манускриптах. После смерти Макензи рукописи досталась Уэсткотту.
Сами Шифрованные манускрипты представляют собой зашифрованный текст объёмом около 60 страниц. Шифр к тексту был найден Уэсткоттом в «Полиграфии» аббата Иоганна Тритемия. В этих документах содержались схемы серии ритуалов, которые и были положены в основу создания Герметического Ордена Золотой Зари. Однако, следует заметить, что сами Манускрипты представляют собой действительно схемы, более похожие на черновики ритуалов, записанные по памяти одним из посетителей собраний, где такого рода ритуалы могли проводиться. Если смотреть на них под другим углом, то они представляют собой черновые наброски, или скорее — «план», по которому автор собирался разрабатывать целостную систему.
Также, по версии Уэсткотта, среди листов этого Манускрипта им был обнаружен адрес некой фрейлин Анны Шпренгель, немецкого Адепта Ордена Золотой Рассвет. Уэсткотт написал по указанному адресу и получил ответ. В ходе переписки, продолжавшейся вплоть до смерти Анны Шпренгель в 1890 г., английским оккультистам было позволено организовать третий храм Ордена в Лондоне — храм Исиды-Урании.
Первый Храм, или отделение Ордена, по этой версии скорее всего располагалось в Германии, и именовалось «Свет, Любовь, Жизнь», второе — «Германубис» ранее уже основывалось в Англии.
На идеи и работу Золотой Зари оказали сильное влияние: христианский мистицизм, каббала, герметизм, религия Древнего Египта, теургия, франкмасонство (в особенности Египетский Устав масонства Мемфис-Мицраим), алхимия, розенкрейцерство, теософия, Енохианская магия Джона Ди и Эдварда Келли, гримуары эпохи Возрождения, а также Элифас Леви, Папюс, и другие представители континентальной оккультной школы, на то время представленной учением мартинизма.