С незапамятных времен верили люди в существование Земли обетованной, Земли счастья, где царят всеобщие гармония и благоденствие. Легенды и предания разных народов не всегда одинаково обозначали ее местоположение, но чаще всего помещали в районе Гималаев. В существование загадочной страны Шамбалы безоговорочно верил великолепный знаток Востока Николай Константинович Рерих. Он собрал множество древних сказаний и легенд о ней, много писал о Шамбале в своих дневниках «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии». Но споры – существует ли она в действительности или это лишь красивый вымысел – не утихают до сих пор.
О Шамбале говорится в эпосе многих народов. И независимо от ее названия, а они были разными, страну эту чаще всего помещали в Центральной Азии: в горах Кунь-Луня, Тибетском нагорье, Гималаях, пустыне Гоби («текучие пески»). Французская путешественница Александра Нииль в начале прошлого века длительное время жила в Тибете. В своей книге «Мистики и маги Тибета» Нииль упоминает о заповедной стране под названием Тушита, куда уходили паломники. Она помещалась где-то на территории Страны снегов, как называли в древности Тибет. Е. П. Блаватская, оставившая нам тексты из затерявшихся древних источников, пишет об острове, окруженном страшной пустыней Гоби. Когда-то там было обширное море. На острове жили представители Третьей расы. Эти люди могли одинаково легко жить в воде, воздухе или огне, ибо обладали неограниченным контролем над элементами. Общение с этим островом происходило не морем, а через подземные пещеры.
В сохранившихся тибетских книгах легенда об этом острове жива до наших дней. Но острова больше нет, осталась страна-оазис, затерянная среди гор. Гибель моря связана с великим катаклизмом, который произошел в далеком прошлом в Центральной Азии и Гималаях. На склонах Гималаев ученые наших дней находят геологические доказательства того, что породы этих громадных пиков были когда-то частью океанского дна. Но самое удивительное: есть свидетельства существования такой страны в сравнительно близкую к нашей историческую эпоху.
На Западе первое упоминание о Шамбале было сделано двумя монахами иезуитского ордена – Стефаном Кацеллой и Джоном Кабралом. Во время своего путешествия в Бутан они услышали о том, что где-то на севере существует королевство Шамбала. В 1627 году они предпринимают путешествие в Тибет, намереваясь найти дорогу в таинственную страну. Но попытка закончилась неудачно, дальше города Шигацзе им проникнуть не удалось.
В ватиканских архивах хранятся сообщения католических миссионеров, собранные за последние 150 лет. В них упоминается о таинственных депутациях, которые якобы посылались китайскими императорами к мудрецам, обитавшим в горах Нань-Шаня и Кунь-Луня. В период Средневековья, когда начались крестовые походы и Запад столкнулся с Востоком, появилась легенда о так называемом «Братстве Грааля». По одному преданию, оно находилось в Испании или на юге Франции, по другому – в стране древних кельтов, в Ирландии, по третьему – далеко на Востоке. Легенда гласит, что на высокой неприступной горе находится замок, где обитает Высшее братство. У подножия горы то ли большое озеро, то ли быстрая непреодолимая река. Вокруг замка Грааля – дикая гористая высохшая пустыня. В это таинственное место может проникнуть лишь тот, кого Грааль сам позовет к себе, у кого чистое сердце, честные замыслы. Поэтому для обычных смертных замок Грааля невидим.
Многие современные ученые признают историческое существование страны Шамбала, поскольку любая устойчивая легенда имеет под собой реальную основу. Существует и русский вариант легендарной страны Шамбала – таинственное Беловодье. В России среди староверов, живших в Сибири, существовало предание о Беловодье – заповедной земле счастья и справедливости. В одиночку и группами уходили на поиски этой страны от преследований официальной церкви. Замечательно переплетаются легенды с фактическим материалом в путевых дневниках Н.К.Рериха. «Во время следования экспедиции, – пишет он. – Лама, проводник каравана, платком завязывает себе рот и нос. Почему? Ведь день не холодный. Он поясняет: «Теперь уже необходимы некоторые предосторожности, мы приближаемся к заповедным областям Шамбалы. Скоро мы встретим «сур», ядовитый газ, которым охраняется граница Шамбалы»… Наш тибетец, Кончок, скачет к нам и говорит шепотом: «Недалеко отсюда, когда далай-лама следовал из Тибета в Монголию, все люди и все животные каравана начали дрожать, но далай-лама объяснил, что пугаться не следует, потому что караван коснулся заповедной границы Шамбалы». Еще одна запись в дневнике: «Солнечное безоблачное утро, сверкает ясное голубое небо. Через наш лагерь стремительно несется огромный темный коршун. Наши монголы и мы следим за ним. Но вот один из бурятских лам поднимает руку к голубому небу: «Что там такое? Белый воздушный шар? Аэроплан?» И мы замечаем: на большой высоте что-то блестящее движется в направлении с севера к югу. Из палаток принесены три сильных бинокля. Мы наблюдаем объемистое сфероидальное тело, сверкающее на солнце, ясно видимое среди синего неба. Оно движется очень быстро. Затем мы видим, как оно меняет направление более к юго-западу и скрывается за снежной цепью Гумбольдта. Весь лагерь следит за необычным явлением, и ламы шепчут: «Знак Шамбалы». «Сияние над вершинами Гималаев – от Шамбалы, – говорят ламы. – Без зова, без проводника никто не дойдет в это заповедное место».
Проводники отказываются идти в некоторых направлениях, обнаружив границу Шамбалы. "И, скорее, дадут убить себя, - пишет Рерих. - Чем поведут вперед". Кстати, об этом же писал и Пржевальский, когда проводники специально заводили караван в труднодоступные места, только чтобы не приблизиться к недозволенной местности. Причем их не пугала даже угроза расстрела. Рерих описывает большое количество пещер в горах и горных убежищ, куда уходят время от времени некоторые ламы и откуда не все возвращаются обратно. Из-за труднодоступности эти области остаются всегда недостаточно исследованными. В древних сказаниях говорится о глубоких подземных ходах и пещерах, которые ведут в подземные города, где имеются лаборатории и великолепные библиотеки. Считается, что там все сохранилось от начала мира… В статье «Подземные жители» Рерих пишет: «… во время пересечения Каракорума мой спутник, ладакх, спросил меня: «Знаете ли вы, почему здесь такая странная возвышенность? Знаете ли вы, что в подземных пещерах спрятаны многие сокровища и что в них живет чудесное племя, которое питает отвращение к порокам земли?» И дальше, когда мы достигли Хотана, под копытами наших лошадей звучало вполне так, как если бы мы проезжали под пещерами и пустотами. Наши караванщики обратили внимание на это, говоря: «Вы слышите, мы пересекаем пустоты подземных проходов? Через эти проходы люди, знакомые с ними, достигали далеких стран».
Так, может, в эту легендарную страну Шамбалу можно было попасть из разных мест? Ведь, согласно легендам, пещеры ведут в подземные города и цветущие долины, тесно связанные между собой подземными проходами. Входов также много, и находятся они в разных местах. Входы эти известны только тем, кто может быть допущен в Шамбалу. Для других же эти входы и вехи, их обозначающие, ни о чем не будут говорить и останутся незамеченными. Среди тибетского народа сохранилось убеждение, что царство Шамбалы укрыто в уединенной долине в Гималаях. Существует также много буддийских текстов, которые дают детальные, но в то же время неясные указания о том, как достичь Шамбалы. Но все тексты сходятся на том, что заветную страну нужно искать в сердце главных горных хребтов Центральной Азии.
Есть у Рериха картина под названием «Озеро великих нагов». Это священное озеро Манасаровар, из которого берет начало Брахмапутра – священная индийская река. Наги – это легендарный род змей с очень красивыми человеческими лицами, обладающих способностью летать. Общаются они только с мудрыми людьми. Живут наги в обширных пещерах, освещенных драгоценными камнями. Пещеры соединяются между собой галереями, идущими под горными цепями. Наги были связаны с таинственной страной Шамбалой. Согласно преданию, один из них передал Нагарадзе (великому философу) знания, на основе которых тот преобразовал учение Будды. Это событие и запечатлел Рерих.
Юрий Рерих, сын художника, востоковед с мировым именем, считает, что европейские ученые преуменьшают значение понятия «Шамбала». Но те, кто хорошо знаком с Востоком, знают, какое огромное влияние оно имеет на народы высокогорной Азии. На протяжении всей истории это слово не только вдохновляло религиозные движения, но и двигало армии, военным кличем которых было слово «Шамбала». Солдаты народного героя Сухэ Батора, изгнавшие из Монголии в 1919 армию китайского захватчика генерала Сюя с его армией и принесшего в свою страну свободу, сочинили песню, которая начиналась словами «Чанг Шамбалын дайн», или «Война северной Шамбалы», и призывала монгольских воинов подняться на священную войну за освобождение своей страны от вражеских полчищ.
Существует еще одна красивая легенда, связанная с Шамбалой. Это – существование чудного камня Чинтамани. Его появление на Земле связано с созвездием Ориона. Согласно легендам, камень был принесен крылатым конем Лунг-та, который способен пересекать Вселенную. Н.Пржевальский в своей книге «Монголия и страна тангутов» писал, что для тех, кто может быть допущен в обетованную землю буддистов Шамбалу, имеется особый конь, который стоит постоянно оседланным и возит своего господина в одну ночь из Тибета в обетованную землю и обратно». А не является ли этот крылатый конь символом космического корабля? И не потому ли ламы, увидев сфероидальное тело над вершинами Гималаев шептали: «Знак Шамбалы».
Согласно преданиям Востока, основная часть этого камня находится в Шамбале, а остальные кусочки блуждают по миру. Упоминаются разные страны и исторические личности, временно владевшие фрагментами камня. Одним из них был легендарный царь Соломон, в кольцо которого был вставлен кусочек всесильного минерала. С его помощью царь обретал способность говорить с животными.
Коня, несущего на своей спине этот камень – Сокровище мира – называют Конем счастья. Его часто изображали на ступах или субурганах, воздвигаемых на Востоке в честь каких-то особо важных событий. Согласно преданиям, камень обладает внутренним жаром, излучает сияние и оказывает сильное психическое воздействие. А не связано ли это с явлениями радиации и радиоактивности? Можно утверждать, что легенда о Шамбале возникла не на пустом месте. В очень далекие времена в районах высоких гор Кунь-Луня и Гималаев происходили какие-то явления, отразившиеся в мифах и сказаниях. Эти явления могли носить и глобальный космический характер, и характер катаклизмов, связанных с изменениями окружающего ландшафта: образованием гор, вулканической деятельностью и пр. Могли они привести и к гибели древней цивилизации, если она имелась в этих местах.
Высказываются предположения, что в далеком прошлом пустыня Гоби была цветущим краем, но какой-то катаклизм превратил ее в мертвую пустыню. Там якобы обнаружены тектиты – стекловидная масса, образующаяся при очень высоких температурах, возможно, при ядерном взрыве. А в Индии найден человеческий скелет, радиоактивность которого в 60 раз превышает нормальную. И по настоящее время эти места остаются неспокойными. Экспедиция Рериха в высокогорных районах Гималаев наблюдала необычные явления: многодневные беспрестанные грозы и всевозможные виды молний, розовато-лиловое пламя в палатке, вырывавшееся из-под рук, но не причинявшее ожога, без звука и запаха. Дважды вблизи были обнаружены шаровые молнии. Экспедиция проходила долины с горячими и холодными минеральными источниками, гейзерами, с самой неожиданной растительностью. Высокие неприступные горы, пещеры, вулканы, гейзеры; повышенная радиоактивность и прочие физические явления непонятного происхождения делают эти места еще более недоступными и таинственными.
О малом, незначительном народ легенды не слагает. Так же, как не высасывает он их из пальца. И чем дальше в глубь веков мы движемся, тем больше материалов встречаем о Шамбапе, как о реально существовавшей стране. Имеется даже карта государства Шамбалы. Могла ли сохраниться Шамбала до наших дней? Очень возможно, что мудрые йоги и отшельники и по настоящее время живут в оазисах, затерянных в сердце горных лабиринтов Центральной Азии. В Тибете экспедиция Рериха, а также французской исследовательницы Нииль встречали таких йогов, по местному называемых «респами», совершенно голых, сидящих на ледяной корке. Легкая струйка пара уходила вверх от их тел. Силой самовнушения интенсивно излучаемого тепла они способны заставить таять снег.
А некоторые европейские путешественники считают, что Шамбала не страна, а тайное братство «келланов». Оно состоит при панчен-ламе, а описание Шамбалы представляет зашифрованную структуру этой организации. Другие исследователи утверждают, что Шамбала исчезла с лица земли уже много веков назад. Однажды все общество, населяющее страну, стало просветленным. Царство пропало, перейдя в иную, более возвышенную сферу бытия. Согласно этим легендам, цари Шамбалы, или ригдены, продолжают надзирать за делами человечества и когда-нибудь вернутся на Землю, чтобы спасти ее от гибели. Чогьям Трунгпа, покинувший Тибет в связи с оккупацией его Китаем, автор книги «Шамбала: священный путь воина», пишет, что среди множества учителей тибетского буддизма длительное время существовала и продолжает существовать неплохая традиция – считать понятие Шамбалы не географическим местом, а основой или корнем пробужденности и душевного здоровья, существующих внутри каждого человека…
***Что нашел Гитлер на Тибете?
Пятнадцать лет по личному приказу фюрера экспедиции СС искали в Тибете легендарную Шамбалу. Материалы этих экспедиций, как попавшие в качестве военных трофеев к союзникам по антигитлеровской коалиции, так и продолжающие храниться в Германии, до сих пор не рассекречены. Правительства Германии, Великобритании и США объявили, что предполагается открыть секретные досье только в 2044 году, то есть через 100 лет после проведения экспедиций.
Вожди Третьего рейха уделяли пристальное внимание изучению оккультной практики Востока не случайно. Адольф Гитлер и его ближайший единомышленник Рудольф Гесс называли себя учениками профессора Мюнхенского университета Карла Хаусхофера. Это была удивительная, незаурядная личность. В начале ХХ века он стал военным атташе Германии в Японии. Там Хаусхофер был посвящен в самую таинственную организацию Востока – орден Зеленого Дракона, затем прошел специальную подготовку в монастырях столицы Тибета – Лхасе. В годы Первой мировой войны Хаусхофер быстро сделал военную карьеру, став одним из самых молодых генералов вермахта. Его коллег поражала удивительная способность удачливого офицера к предвидению при планировании и анализе военных операций. Все были уверены, что генералу свойственно ясновидение и что это – результат его изучения оккультной практики Востока.
Именно Карл Хаусхофер не только приобщил Гитлера и Гесса к мистическим тайнам, но и открыл впоследствии для нацистов двери расположенных в глубоких ущельях Гималаев монастырей древней религии Бон-по (что в переводе означает Черный путь), в течение многих сотен лет не допускавших к себе европейцев. Во многом, под влиянием Хаусхофера в практику черного ордена СС были внедрены ритуалы тибетского оккультизма, связанные, прежде всего, с техникой психофизических тренировок по системе тибетской йоги. Нацистская символика, включая свастику, также пришла в гитлеровскую Германию с Тибета. Их, опять же, принес Хаусхофер, который еще в 1904-1912 годы неоднократно посещал Лхасу в поисках неизвестных европейским ученым древних рукописей, содержащих эзотерические тексты по оккультному космогенезису. Именно эти поездки заложили основу для будущих экспедиций, организованных Гиммлером в Гималаи.
О большинстве экспедиций, руководимых эсэсовскими офицерами, отправившимися по приказу фюрера в Гималаи и на Тибет, известно. Существуют достаточно полные отчеты об их результатах. Исключение составляет самая первая экспедиция – о ней мало кто знает. Все началось с того, что эсэсовец Вильгельм Байер завербовал нового агента – индуса средних лет, получившего псевдоним Раджа. Этот индус рассказывал о крохотной и загадочной долине Кулу, лежащей среди вечных каменных громад на высоте, примерно, 4000 метров над уровнем моря. Там, по его словам, находился уникальный храм – культовое воплощение одного из богов индуистского пантеона, которого Раджа именовал лингам. Поведал он и о таинственном подземном городе, укрытом в долине Кулу, вход в который заклят. Жители долины часто слышали шум, доносившийся из-под земли, пытались войти в таинственный город, но никто не смог этого сделать. В одном из храмов долины хранится священная книга, в которой можно найти ответ на вопрос о тайне происхождения жизни на Земле.
В конце 1930 года, еще до прихода нацистов к власти, в Гималаи, в загадочную долину Кулу, отправилась экспедиция из пяти человек, в числе которых были Раджа и Вильгельм Байер. Вернулась экспедиция в Германию только в конце 1934 года. Подземный город обнаружен не был, тем не менее, Байер привез спрятанную в деревянный пенал очень древнюю рукопись на санскрите. В рукописи содержались сведения об истории Земли. В ней говорилось, что за 20-30 тысяч лет до Рождества Христова на нашу планету прибыли пришельцы из другой звездной системы. Они искусственно создали новый вид жизни – гуманоидное существо, использовав для направленной мутации существовавших на Земле животных и создав для нового существа условия для самостоятельного интеллектуального и социального развития. В этой же рукописи содержалась информация о некоторых технических особенностях летательных аппаратов, использовавшихся пришельцами для передвижения по Земле. По мнению ряда исследователей, информацию, содержавшуюся в рукописи, использовал Третий рейх для создания дисколетов, намного опередивших конструкторскую мысль ХХ века. После поражения Германии их чертежи и модели были уничтожены. Но сохранилось несколько фотографий странных дисков с кабиной. Если бы не свастика на борту аппарата, зависшего в метре от земли рядом с группой фашистских офицеров, то он вполне мог бы сойти за НЛО.
После последовало множество других экспедиций. Во время второй экспедиции, руководимой штурмбаннфюрером СС Эрнестом Шефферу, Шамбалу не нашли, но в Германию было привезено множество древних рукописей, чучел неизвестных еще в Европе зверей и коллекции растений. Жемчужиной этого собрания была рукопись XVII века "Дорога Шамбалы". В ней приводился список священных мест, которые надо пройти, чтобы добраться до легендарной страны. Хотя многие названия за прошедшее время изменились, маршрут был ясен. Особенно интересные результаты были получены во время экспедиции 1938 года. Было не только пройдено большинство монастырей, указанных в "Дороге Шамбалы", но и сняты уникальные киноленты о секретных буддийских ритуалах. Посетили участники экспедиции и священную вершину Канченджунгу. По древней легенде, в недоступной горной долине, расположенной у ее подножия, находится один из входов в подземный мир. Поток энергии, выходящей оттуда, столь сильный, что у каждого, кто посетит долину, колесо перевоплощений останавливается, и человек обретает бессмертие. Каковы результаты посещения священной долины немцами, неизвестно.
Последняя экспедиция отправилась в Гималаи в 1942 году. 28 ноября 1942 года, вскоре после того, как германская армия была окружена в районе Сталинграда, и после разгрома дивизий вермахта в Африке, Гиммлер посетил Гитлера. Беседовали они с глазу на глаз около шести часов. Только в 1990 году появилась публикация, из которой стало известно, что Гиммлер предложил срочно отправить в Тибет отряд опытных альпинистов – офицеров СС, которые должны были отыскать Шамбалу. В проекте, переданном фюреру, находилась также карта, полученная в результате предыдущих экспедиций, где указывалось примерное нахождение Шамбалы. Гиммлер убедил Гитлера, что с помощью таинственных, всемогущих жителей Шамбалы можно повернуть историю вспять и добиться победы. В январе 1943 года в обстановке строгой секретности из Берлина в Тибет выехали пять человек, возглавляемые профессиональным альпинистом из Австрии Генрихом Харрером и доверенным лицом Гиммлера Петером Ауфшнайтером. Однако уже в мае всю компанию арестовали в британской Индии и поместили в тюрьму. Англичане ведь, как и русские, тоже искали дорогу к восточным чудесам.
Генрих Харрер за год совершил четыре побега. Его ловили и доставляли обратно, после чего каждый раз ужесточали режим для всех заключенных. Но освобождение все же наступило. Товарищи Харрера во главе с Петером Ауфшнайтером подготовили побег, который, наконец, увенчался успехом. Правда, из всей группы только им двоим удалось избежать погони и болезни, скосившей остальных. Они двигались в сторону Тибета вместе. Харрер скитался по Тибету в поисках Шамбалы целых пять лет и лишь случайно узнал от встреченного в горах индийского торговца, что Германия капитулировала и война закончилась. В 1948 году Харрер прибыл в тибетскую столицу Лхасу. После трехлетнего пребывания при дворе далай-ламы он в 1951 году вернулся в Австрию с огромным архивом. Но ознакомиться с ним ученым не удалось: архив был сразу же конфискован британцами. Позже альпинист выпустил в свет книгу мемуаров «Семь лет в Тибете», ставшую известной лишь через много лет, когда по ней сняли фильм с голливудской звездой Брэдом Питтом. К тому времени, как в руки газетчиков попала часть доклада Гиммлера, Харрер уже умер, так официально и не признав, что был направлен на Тибет Гиммлером.
Что касается его архива, то британские власти рассекретить его отказываются. Некоторые исследователи мистики Третьего рейха утверждают, что причиной такой повышенной секретности стала пленка, на которой запечатлен ритуал вызова злых духов и вхождение в религиозный экстаз шаманов культа Бон-по, существовавшего на Тибете еще до буддизма.