Все дело в том, что мозг воспринимает наше физическое тело как виртуальный образ, который формируется из ощущений, «поступающих» от органов чувств. Если ранее ученые полагали, что в случае травм и повреждений болевые рецепторы посылают сигналы непосредственно в соответствующие мозговые центры. Однако в середине 60-х годов прошлого столетия выяснилось, что наш мозг способен снижать интенсивность этих сигналов и даже полностью их блокировать, вырабатывая особые вещества — эндорфины.
Именно этим объясняется то, что по получении серьезной травмы люди могут не сразу почувствовать боль — скажем, раненые солдаты на поле боя какое-то время могут продолжать сражаться, не замечая своей раны. По-видимому, тут срабатывает механизм, который не дает человеку сразу потерять сознание от болевого шока, а позволяет сначала найти выход из опасной ситуации. А вот когда он оказывается в безопасности, тогда и приходит боль…
По той же причине люди часто ощущают фантомные боли на месте ампутированных или удаленных органов и конечностей. «Виртуальный образ тела не всегда соответствует реальному физическому телу, — говорит исследователь Виталий Правдивцев. — Так, после ампутации конечности или изъятия органа из физического (плотного) тела память о них часто остается в виртуальном теле, и тогда фантомный образ отсутствующей конечности и бывшей боли воспринимается мозгом как реальность. Причем виртуальная боль порой сильнее и невыносимее реальной».
Но если мозг «работает» с виртуальным образом тела, то нельзя ли подкорректировать последний, чтобы избавлять людей от невыносимых болей и других проблем со здоровьем? Не смогут ли посылаемые в мозг ложные сигналы стимулировать рост новых нервных клеток и восстановление нейронных связей?
Так, известен феномен ложного паралича, при котором мозг просто не позволяет конечностям двигаться, чтобы избежать возможной боли и страданий. Если заставить мозг поверить в то, что никакой боли не будет, то не исключено, что удастся восстановить двигательные функции.
Все эти проблемы способен решить метод «зеркальной терапии». Как он действует? Возьмем людей, страдающих комплексным регионарным болевым синдромом. Для таких пациентов характерно испытывать острую боль в конечностях, которая усиливается при движениях или прикосновениях. Итак, больного сажают перед зеркалом таким образом, чтобы в нем отражалась лишь здоровая конечность, и просят его двигать здоровой рукой или ногой, глядя при этом на зеркальное отражение. Пациент воспринимает это так, как если бы он двигал больной конечностью, но не испытывает болезненных ощущений… Это приводит к тому, что со временем он перестает ощущать боль и в другой конечности.
Аналогичным способом лечат и фантомные боли, когда «болят» ампутированные конечности. Ведь здоровая конечность не может болеть, а значит, и боль исчезает. Особенно эффективно проявила себя данная методика, когда дело касалось пациентов, страдавших синдромом фантомных болей от двух до пяти месяцев, причем болевые ощущения уменьшались уже после первого же сеанса.
Пациенты с частично парализованными после инсульта конечностями должны были двигать здоровой рукой или ногой, глядя в зеркало. Сеансы длились по 10-15 минут. Их следовало повторять несколько раз в день в течение нескольких недель. Идея заключалась в том, что мозг примет движения здоровой конечности за движения парализованной и начнет восстанавливать нарушенные нейронные связи, что приведет к прекращению паралича.
«Зеркальная терапия» оказывала заметный эффект и в тех случаях, когда речь шла о людях, перенесших тяжелую форму инсульта. После недель или даже месяцев «упражнений» у пациентов с парализованными конечностями фиксировалось значительное улучшение, а у некоторых из них паралич проходил полностью.
Как показали исследования, в случае поражения одного из отделов мозга его функции нередко берет на себя другой отдел, а порой в ходе терапии в пораженном отделе формируются новые здоровые клетки и нейронные связи. Поэтому теория о том, что наши мысли и эмоции способны влиять на физическую составляющую, не так уж «паранормальна».