Дьявол (от греч. diabolos,перевод евр. термина Сатана) также лукавый, нечестивый и т. п., у мусульман шайтан и Иблис.
Он является олицетворением трансцендентного высшего зла. Иудеи под именем дьявола понимали ангелоподобное существо . Дьявол был послан Богом искушать людей, чтобы убедиться в их верности. Под персидским дуалистическим влиянием дьявол из слуги Бога превратился в равное существо , противостоящее ему в его делах . По иудейским и позднее по христианским понятиям дьявол является падшим ангелом, возгордившимся и низверженным за это из Рая. Ислам же говорит, что он был рожден не из света, как ангелы, а из пламени, т.е. был джинном. Ангелы не способны на предательство, эти высшие существа исполняют только волю Бога. Сатана (дьявол) же не являлся ангелом но жил среди них.. Небесное имя дьявола было Люцифер, или Денница, что указывает на светлую субстанцию. После отчуждения от Творца ему было присвоено имя Сатана, т. е. враг.
С Люцифером ассоциировалась планета Венера, плотская любовь, красота форм, которые противопоставлялись любви христианской и духовной красоте . Пятиконечная звезда – символ Дьявола, показывает его двойственную природу. В прямом виде она похожа на человека и ангела, а в перевернутом видны атрибуты демонической природы . В нумерологии одним из чисел сатаны (дьявола) считалось число 364, так как сумма цифр дает 13. Это число дней в демоническом году, так как над одним днем в году (Пасхой ) Сатана не властен. Существует многовековой спор, кто же такой Дьявол – слуга Бога или его антитеза. Тех , кто отстаивал первую точку зрения, упрекали в том, что они выставляют Бога как первоисточник зла. Тех же, кто придерживался второй, упрекали в манихействе (дуализме ).
Престол Дьявола занял архангел Михаил , бывший до того четвертым в ангельской иерархии и первым из ангелов выступивший против Сатаны. В разных странах можно найти поверье или легенду об противостоянии Дьявола и Михаила . Образ Сатаны, Дьявола, низвергнутого Люцифера формировался под влиянием языческих культов и приобрел многие черты языческих богов, таких как Пан, Велес. На 447 соборе был нормативно установлен облик Дьявола с рогами и копытами. Но считалось, что он способен перевоплощаться, в том числе и в ангела, наводящего ужас.