Такое впечатление, что в любой стране, в любом уголке, где водятся волки – есть и волколаки. А так же совколаки, медведколаки и фиг-знает-что-колаки. Упоминаний в фольклоре такое множество и они так противоречивы, что крайне трудно отделить правду от вымысла – разве что методом проб и ошибок.
Средневековые легенды про оборотней, обычно связывают ликантропию с колдунами, носившими одежду из волшебной кожи или волшебный пояс.
В книге Ричарда Вестергана от 1628 года «Restitution of Decayed intelligence» есть такая запись:
Вервольфы это «колдуны, которые покрывают тело снадобьем, что создали РїРѕ наущению дьявола, надевают зачарованный РїРѕСЏСЃ, дабы РЅРµ только выглядеть аки волк, РЅРѕ Рё мыслить, Рё вести себя РїРѕРґРѕР±РЅРѕ волку РІСЃРµ то время, что РѕРЅРё РЅРѕСЃСЏС‚ сей РїРѕСЏСЃ. Р? РѕРЅРё РЅР° самом деле ведут себя совершенно РїРѕ-волчьи, РІ буйстве Рё убийствах превосходя любое человеческое существо». Верстеган дает понять, что находясь РІ состоянии трансформации, вервольф РЅРµ отдает отчета СЃРІРѕРёРј действиям Рё ничего Рѕ РЅРёС… РЅРµ РІСЃРїРѕРјРЅРёС‚.
Другой источник, не Верстеган, свято верил, что верфольфы могут превращаться только во сне.
Позже, веру в волшебный пояс полностью вытеснила версия, по которой оборотни могут превращаться самостоятельно, чаще всего – в полнолуние. Не то, чтобы это было откровением – еще римский писатель Петроний в своем «Сатириконе» описывал историю человека, перекидывавшегося волком в полнолуние – так что идея витала в воздухе еще с тех давних пор.
РҐРѕР·СЏРёРЅ РїРѕ делам уехал РІ Капую, продать РєРѕРµ-что РёР· старой одежды. Воспользовавшись случаем, СЏ СѓРіРѕРІРѕСЂРёР» нашего жильца проводить меня РґРѕ пятого столба. Рто был солдат, сильный как сама смерть. Двинулись РјС‹ после первых петухов - луна сияла, было светло, как днем. Дошли РґРѕ кладбища. Приятель РјРѕР№ остановился Сѓ памятников, Р° СЏ прохаживался, напевая, Рё считая могилы. Потом посмотрел РЅР° спутника; Р° РѕРЅ разделся Рё платье СЃРІРѕРµ Сѓ РґРѕСЂРѕРіРё положил. РЈ меня серде оборвалось: стою РЅРё жив РЅРё мертв. Рђ РѕРЅ обмочился РІРѕРєСЂСѓРі одежды Рё РІРґСЂСѓРі обернулся волком. РќРµ думайте, что СЏ шучу; Р·Р° РІСЃРµ сокровища РјРёСЂР° РЅРµ стал Р±С‹ СЏ врать.
Но продолжу: обернулся он волком, завыл и ударился в лес! Я спервоначала забыл, где я. Затем подошел, чтобы поднять его одежду, а она окаменела. Если кто тут перепугался до смерти, так это я. Однако вытащил я меч и всю дорогу рубил тени, вплоть до самого дома моей милой.
Вошел я белее привидения. Едва духа не испустил; пот с меня в три ручья льет, глаза закатились; еле в себя пришел... Мелисса моя удивилась, почему я так поздно.
«Приди ты раньше, - сказала она, - ты бы нам пособил; огромный волк ворвался в усадьбу и весь скот передушил: словно мясник, кровь им выпустил. Но хоть он и удрал, однако и ему не поздоровилось: один из рабов копьем шею ему проткнул».
Как услыхал я это, так уж и глаз сомкнуть не мог, и при первом свете побежал быстрей ограбленного трактирщика в дом нашего Гая. Когда поравнялся с местом, где лежала окаменевшая одежда, вижу: кровь и больше ничего...
Пришел я домой. Лежит мой солдат в постели, как бык, а врач лечит ему шею. Я понял, что он оборотень, и с тех пор куска хлеба съесть с ним не мог, хоть убейте меня. Всякий волен думать о моем рассказе, что хочет, но да прогневаются на меня ваши гении, если я соврал.
Как и у Верстегана, в русских историях оборотничество преподносится как нечто добровольное и волшебное. Если вам захочется испытать – вот небольшое интересное заклинаньице:
Тот же, кто желает совершить оборот, пущай идет в чащу лесную, найдет дерево, расщепленное до низу, да вонзит в то дерево медный нож, да пойдет круг дерева, приговаривая:
На море, на океане, па острове па Буяне,
на полой поляне светит месяц
на осинов пень, в зеленый лес, в широкий дол.
Около пня ходит волк мохнатый,
на зубах у него весь скот рогатый,
а в лес волк не ходит,
а в дол волк не забродит.
Месяц, месяц — золотые рожки!
Расплавь пути, притупи ножи,
измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гада,
чтобы они серою волка не брали
и теплой бы с него шкуры не драли.
Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.
Р? РєРѕРіРґР° РѕРЅ трижды обойдет РєСЂСѓРі дерева – обернется волком серым Рё скроется РІ лесу дремучем.
В Новом Свете легенды об оборотнях часто сосредотачиваются на изгнанниках и неполноценных людях, нередко подчеркивая, что те, кто стали вервольфами – сами нарвались, будучи порочными натурами.
Это не чисто американская заморочка – еще в армянском фольклоре упоминаются женщины, которые за кой-какие грешки схлопотали одержимость духом, превращающим их в волков и принуждающем убивать детей. В Новом Свете существует легенда о лу-гару, разнообразные родичи которого попадаются по всей Северной Америке – говорится, что это существо, которое получилось из-за того, что человек слишком долго пренебрегал причастием. Лу-гару прибыл к нам из Франции, которая по части наглых оборотней, всей старушке-Европе даст сто очков вперед. Французские архивы ломятся от многотомных дел о Чудовище из Жеводана, распотрошившем более восьми десятков человек в 70 годы 19 века.
Легенды о лу-гару из доколониального Иллинойса утверждают, что после обращения оборотень обречен в течении 101 ночи превращаться в чудище, в то время как дни его будут полны тоски и страданий. Уменьшить этот срок можно было бы, если б кому-то удалось пустить кровь лу-гару, но ни одна сторона при том не смела говорить о случившемся до истечения 101-дневного срока. У Каюн есть своя разновидность лу-гару – ругару, что проживает в устье реки и превращается в крокодила. Как и лу-гару, ругару – человек, изгнанный людьми, не редко по религиозным соображениям.
Оборотни, насколько возможно, стараются избежать отравы - серебра и прочих артефактов. Скорей всего, их можно убить серебряной пулей.
Если верить некоторым легендам, убив оборотня-основоположника вы снимете проклятие со всех тех, кого он заразил, со всего поколения. Стоит только разорвать цепочку.
Но сказочка про разрыв цепочки – полная лажа. Скорее всего, она произошла от старой европейской теории о том, что стоит убить папаню-вампира - и все его гнездо окажется в гробу в белых тапочках.
Конечно, это только малая часть существ, способных к оборотничеству. Хамраммр, будас, брукса, асванг, илиму, камина – о них вы еще не слышали? Тогда мы идем к вам!