О странных событиях в селе Шуйском редакции костромской газеты "Хронометр" рассказал вологодский студент Антон Колосков. В Междуреченском районе Антон отдыхал на каникулах. От него то и узнали о доме XVIII века, в котором обосновались призраки, о невидимых купальщиках, плещущихся по вечерам на острове посреди реки, и о странном свечении на месте разрушенной большевиками церкви.
– Поехали, у меня там подруга сейчас отпуск проводит, – предложил студент. – А привидения – прямо в доме ее бабушки. Сам видел!
На следующий же день мы с Колосковым отправились в село. Шуйское, сердце Междуреченского района, всего в ста километрах от Вологды. Добраться туда несложно: дороги хорошие, машин мало. Особенно сейчас, когда сезон отпусков прошел. Летом сюда приезжают купаться в невероятно чистой в этих краях Сухоне. Река делит райцентр на две части: собственно село и небольшую деревеньку Малая сторона. Вот на том берегу как раз и творится всякая чертовщина.
Попасть в Малую сторону удалось не сразу.
– Только на лодке переправиться можно, – сообщила продавщица магазинчика у пристани. – Моста здесь никогда не было, да и зачем он нужен? Людей на той стороне мало живет. Так что в деревню попадете только в пять вечера, вместе со школьниками.
Когда я рассказала, что надеюсь собственными глазами увидеть призраков, собеседница удивилась.
– У нас? Привидения?! Откуда им взяться? В Шуйском жизнь спокойная, без странностей.
Через полчаса, не дождавшись школьников, я отплывала на маленькой лодочке от пристани под названием «Титаник». Пронизывающий ветер и моросящий дождь мешали насладиться пейзажем. А еще утлое суденышко, не успев отчалить, попало в серые клубы густого тумана.
– Здесь всегда так... жутко? – поинтересовалась я у мужчины, усиленного гребущего веслами.
– Всякое бывает. Иногда – хоть глаз выколи.
Темнело. Успокаивало только то, что совсем скоро меня непременно встретят на пороге теплого дома – пусть даже с призраками.
– Вам туда, – лодочник махнул рукой влево, едва мы пришвартовались. – Только по берегу идите, а то наверху в грязи утонете.
Хозяйка, Ольга Родина, встречала нас на пороге.
– Ну, как вам родовое гнездо? – пошутила она. – Проходите, только аккуратнее!
Перелезать через покосившийся забор помог Антон. И вот мы уже внутри.
– По этим самым ступенькам я как то вечером поднимался на чердак, – вспоминает Антон. – И вдруг вижу: на стуле, мужчина сидит и на меня смотрит. Страшный, в форме военной и сапогах. Но и это еще не все. Давай выше поднимемся, тут еще есть второй этаж, что то вроде чердака. Из за двери – вот она, можешь зайти! – послышался детский плач. Тут мне стало не по себе, я вниз кубарем слетел. Мы с Ольгой поужинали, спать начали укладываться.
– Только свет выключили, смотрим, у печки попадья стоит с малышом на руках. В длинном черном платье, печальная такая... – подхватывает Ольга.
– Мы жутко испугались, – подтвердил Антон. – Залезли под одеяло, да так и сидели до утра.
По словам очевидцев, приведения похожи на людей, но с ясными, светящимися в темноте глазами. Прозрачные, сквозь них стены можно разглядеть. Летать – не летают. Да и не разговаривают, вроде.
– Стоны в доме я и раньше часто слышала, – признается Ольга. – А увидеть призраков довелось только в тот раз, когда мы с Антоном тут ночевали. Помню, бабушка в детстве рассказывала, что до нас в этом доме священник с женой жил, у них маленький ребенок был. Потом церковь разрушили, а батюшку с матушкой и младенцем, вроде, на тот свет отправили. А мужчину в шинели я на старой фотографии на чердаке видела. Года два она у нас висела – огромный портрет. Очень страшный дядька. Мне всегда казалось, будто он за мной следит. Когда я бабушке об этом рассказала, она портрет убрала. Но Антону я об этом не говорила!
По словам моих собеседников, час призраков еще не настал. Мы вышли на улицу посмотреть на другие шуйские аномалии.
Ну, не миля, конечно, а вот дорожка длиной в двести метров на пустыре возле дома Ольги и в самом деле в темноте излучает свет. В этом я сама убедилась. Блеклую полоску сначала приняла за туман. Потом вдруг дошло: не бывает туман таким мертвенно зеленым.
– Здесь раньше храм стоял, его разрушили, – комментирует Антон. – Свечение обычно появляется возле кривой березы. Особенно жутко в полнолуние бывает!
– На этом месте люди захоронены, – добавляет Ольга. – А сейчас днем здесь в волейбол детишки играют. А в этом кирпичном доме, от которого одни развалины остались, раньше жила старуха, которая очень тяжело болела, у нее руки все время тряслись. Бабушка рассказывала, что хворать она начала с тех пор, как помогла большевикам церковь ломать.
Проводили меня и до острова, на котором раздаются голоса невидимок.
– Мы летом их впервые услышали, – вспоминает Ольга. – Решили посмотреть, кто на островке отдыхает. Подошли поближе, смотрим – никого нет.
– Голоса звонкие, – подтверждает Антон. – И мужские, и женские. А что говорят, непонятно!
Мне не повезло. Сколько ни бродили мы по берегу, так ничего и не услышали. Вернулись в дом.
Часов до десяти все было тихо. Потом скрипнула где то наверху половица. А призраки так и не появились – ни разу за всю ночь. Наверное, камеры испугались.
Наш комментарий
– О полтергейсте на Малой стороне слышу впервые, – говорит научный сотрудник художественно краеведческого музея Междуреченского района Леонид Трошкин. – Как, впрочем, и о голосах на острове, и о необычной дымке на священном месте. Но могу подтвердить: на пустыре и правда до двадцатых годов прошлого века стояла церковь. Когда пришли к власти большевики, храм разобрали на кирпичи. И чтобы не терять строительный материал, решили камни в Вологду по Сухоне переправить. Но что то не рассчитали, баржу перегрузили – она и затонула.
Не получилось, значит, священный кирпич в корыстных целях использовать. Сейчас на том месте осталась лишь церковная сторожка. В ней действительно некогда жила семья. Возможно, какая то их родственница и в самом деле помогала разбирать церковь. Но это доподлинно не известно.
Сам же я, хотя привидений никогда не видел, не отрицаю их существования. Пару лет назад у нас в районе у мужчины вещи летали: посуда и мебель. Вот это все видели, а доказательств никаких не осталось – пойди, разберись, правда или нет.