В средние века люди считали, что духи могут завладеть телом человека, его разумом, осуществлять контроль над несчастным и всячески ему вредить. В Средневековье мифы о дьяволе получили наибольшее распространение. Нужно заметить, что далеко не все теологи столь ревностно отстаивали существование дьявола.
Так, например, Ансельм Кентерберийский утверждал, что дьявол хоть и существует, но не имеет над человеком никакой власти. Но в тоже время, некоторые другие полагали (Фома Аквинский, Альберт Великий, Исидор Севильский), что влияние дьявола на человека очень велико и необходимо быть очень осторожным, чтоб не угодить в его сети. В 13 веке аббат Шентальский предупреждал своих послушников: «демоны повсюду». Были даже попытки подсчитать количество демонов, причем, если во 2 веке их насчитывалось около тридцати тысяч (30 тыс.), то в 17 уже 1 758 064 176 (66 легионов, состоящих из 666 когорт, которые объединяют по 6666 демонов). Именно это время является расцветом демонологии, а случаи одержимости происходят все чаще и чаще. Любое психическое заболевание ( даже детские болезни) автоматически становилось «одержимостью».
Считалось, что одержимым можно стать в двух случаях: когда человек сознательно соглашался на сделку с дьяволом, т.е. подписывал договор или вселялся самовольно. В первом случае демон овладевал телом жертвы и парализовал ее волю и мысли, во втором, демон по какой-либо причине мог вселиться и всевозможными способами изводил человека. Так например, сохранился «договор с дьяволом», который был напечатан в одной из книг 17 века: Я, патер Лоис, отрекаюсь от всех и каждого духовных и телесных благ, какие мне могли бы быть даны и ниспосланы от Бога, от Девы и от всех святых, а в особенности от моего покровителя Иоанна Крестителя, и от святых апостолов Петра и Павла, и от святого Франциска. Тебе же, Люцифер, коего я вижу и лицезрею перед собою, я отдаю себя со всеми добрыми делами, которые я буду творить, за исключением благодати Святых Тайн, из сострадания к тем, кому я буду оные преподавать, и сего ради я все сие подписываю и свидетельствую». Дьявол же со своей стороны подписал по отношению к Лоису Гофриди следующее обязательство: «Я, Люцифер, обещаю под моей подписью тебе, г-ну патеру Лоису Гофриди, дать силу и могущество околдовывать дуновением уст всех жен и девиц, каких ты пожелаешь, в чем и подписываюсь, Люцифер». Сохранился и русский договор, который был подписан в 1749 году (тест был напечатан в одной из русских газет): «Темнозрачному адских пропастей начальнику и служителем его демоном вручаю душу и тело мое, ежели по моему требованию чините мне споможение будут. Кровью своей подписался Иван Робота».
Выделяли несколько типов одержимости. Так, в одном из случаев демон нашептывал всякие непристойности и побуждал человека творить зло и идти против воли Бога; в другом, демон вселялся в тело умершего человека и побуждал изводить людей в виде призраков; в третьем, демон захватывал полностью тело человека и таким образом заставлял причинять вред себе и другим людям. Некоторые теологи дошли до того, что изгоняли дьявола из животных ("Молот Ведьм" Ч2.Глава 7) , а то и из неодушевленных предметов: это могла быть картина или зеркало.
Но как демон мог войти в человека? На этот счет у святых отцов такое мнение: дьяволу место там, где есть грех. Только через греховные мысли, греховный образ жизни, когда душа человека ослаблена пороком, дьявол может завладеть человеком.
Физические проявления одержимости.
Святые отцы определили некоторые явления, по которым можно было считать, что человек одержим. В трактате «О демонах» Петр Тирский перечисляет такие проявления:
- жуткий демонический голос, да и вообще любые изменения голоса;
- паралич некоторых членов тела, а то и всего;
- огромная для простого человека сила.
Другие демонологи выделяли также:
- огромный выпирающий живот ( у человека, которому это несвойственно);
- быстрая потеря веса, которая вела к гибели человека;
- подражание животным;
- запах серы (потому как демоны прибыли из ада);
- автоматическое письмо;
- левитация;
- раздвоение личности, а иногда личностей могло быть гораздо больше;
- знание языков, которыми человек никогда ранее не владел, или так называемая глоссолалия («говорение на языка'х» - непонятное бормотание на языке, которого не существует);
- непристойное поведение и мысли;
- хула на Бога, святую воду и причастие.
Это далеко не полный список всех проявлений одержимости.
Безусловно, многие из перечисленных признаков являются симптомами болезней и вполне объяснимы с медицинской точки зрения. Так, например, очень часто в средние века с одержимостью путали эпилепсию. Прилюдные действия сексуального характера - с расстройствами психики. Подражание животным - с шизофренией и т.д.
Традиционное «лечение» от одержимости заключалось в том, чтобы изгнать демона из тела человека.
Экзорцизм и Отчитка.
Изобретателем искусства изгнания демонов, по преданию, принадлежит царю Соломону. По легенде, он получил власть над демонами благодаря кольцу с печатью, которое принес ему Архангел Михаил. Иудейские легенды повествуют о том, что он мог управлять демонами рухин, шедим и лилим, он мог даже заставить их танцевать. В христианской традиции первым экзорцистом считается Иисус Христос, изгнавший легион нечистых духов вселившихся в свиней: «Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека». (Мк. 5, 8) Позднее, этот дар перешел и к его ученикам.
Экзорцизм.
В Католической церкви обряд экзорцизма могут проводить только те священники, которые имеют на это специальное разрешение. Средствами для изгнания демонов неизменно являлись святая вода, Библия и молитва, иногда использовалась соль, как символ чистоты и вино, как символ крови Христовой. Но известны случаи, когда изгнанию помогали мощи святых, так, например, известна легенда, в которой говориться, что изгнать демона помогли волоски святого Винценция, завернутые в шейный платок (Сад Демонов А.Е. Махов).
Для того чтобы проводить ритуал экзорцизма, священник должен был верить в реальность происходящего, быть человеком высокодуховным и не иметь грехов, для чего, священнику было необходимо некоторое время предаваться посту и молитве. Эти условия должны были соблюдаться потому, что он сам мог стать одержимым демоном. Обряд должен был проходить там, где наибольшая связь между демоном и жертвой, как правило это спальня или просто его дом. При ритуале присутствует сам экзорцист, и два его помощника, которые должны были очиститься от грехов. В настоящее время, при проведении обряда может присутствовать врач и кто-либо из родственников одержимого.
Современная Католическая церковь весьма осторожно относится к любым заявлениям об одержимости и принуждает любого священника тщательно выяснить, не является ли «одержимость» болезнью.
Отчитка.
В православной церкви обряд экзорцизма называется отчиткой. Проводить ее могут только те священники, которые официально получили на то благословление. Обряд представляет собой чтение молитвы, которой уже несколько веков, причем за все время она не претерпела никаких изменений (одна из самых длинных в Православной церкви), курение ладана и осенение крестным знаменем. В настоящее время, отчитку проводят только в Троице-Сергиевой Лавре.
До нас дошло немало историй связанных с изгнанием демонов. Весьма показательна история описанная Жаном Булезом в 1566 году. «В два часа пополудни, - повествует Булез, - вышеозначенная Николь, одержимая нечистою силою, была принесена в названную церковь, где вышеуказанным Моттою были произнесены над нею заклинания. Не взирая на эти заклинания, Вельзевул громким голосом отвечал, что он не выйдет из нее. После обеда Мотта вновь принялся за заклинание и спросил у него, сколько их вышло. Он отвечал: «Двадцать шесть». - «Теперь надо, - сказал Мотта, - чтобы и ты сам, и все, кто остались с тобой, тоже вышли, как и прежние». Он отвечал: «Нет, я здесь не выйду, а если ты хочешь, чтобы я вышел, то отведи вас в другую церковь (и он указал эту церковь), там мы выйдем. Будет с тебя и того, что 26 уже вышли». Тогда Мотта спросил. По какой примете можно судить о том, что те 26 дьяволов уже вышли. Он (т.е. Вельзевул) отвечал, что пусть взглянут в маленький садик, который находился близ той церкви; дьяволы, выходя из тела одержимой, обломили три ветви с молодой сосны и вынули три камня из фундамента церкви. И это оказалось на самом деле так, в чем удостоверились самолично такие-то (далее идет перечисление свидетелей)».(Орлов "История сношений человека с дьяволом")
Одержимость в наши дни или история Эмили Роуз.
Пожалуй, многие слышали об одержимости Эмили Роуз (как минимум смотрели фильм), наверное, это один ярчайших примеров одержимости демонами. Реальное действующее лицо звали Аннализе Мишель. В возрасте 17 лет ее жизнь превратилась в кошмар: среди ночи на нее нападал паралич, и становилось трудно дышать, словно на грудь положили нечто очень тяжелое. Врачи психиатрической клиники в Вюрцбурге поставили диагноз: припадки Гранд мал (эпилептические судороги). После третьего обращения по поводу припадков ее поместили в психиатрическую лечебницу на год. Во время своего пребывания в лечебнице она стала видеть демонические лица, которые постоянно говорили ей, что она проклята. Медикаментозное лечение не очень помогало, а скорее наоборот только усугубляло ее состояние - она стала раздражительной, лица так и не исчезли, и развилась глубокая депрессия. В 1970 году Аналлизе выписали, и она продолжила свое обучение. Полагая, что речь идет об одержимости демонами, она обратилась к Церкви с просьбой провести обряд экзорцизма. Правда церковь ей в этом отказала и лишь посоветовала вести более духовную и религиозную жизнь.
Состояние ее начало ухудшаться: она стала наносить себе увечья, кусать членов семьи, поедать мух и пауков, стала копировать поведение собаки, мочится на пол и лизать его. Она также начала уничтожать иконы, четки и книги религиозного содержания в доме. Так продолжалось пять лет, после чего ее родственникам удалось уговорить церковь на обряд экзорцизма, правда с условием, что медикаментозное лечение будет продолжено. Наконец, в 1975 году епископ Йозеф Стангл поручил провести экзорцизм двум священникам: Эрнсту Альту и Арнольду Ренцу. Обряд начался в сентябре 1975 и закончился только в июне 1976 года. В течение этого времени, как утверждают священники, из тела были изгнаны: Гитлер, Каин, Нерон, Иуда, Белиал и Люцифер. Обряд проводился два раза в неделю, во время которых девушка начинала говорить демоническим голосом на разных языках, или голосами людей, которые давно умерли. В течение этих 10 месяцев ее здоровье стало ухудшаться - она практически ничего не ела и не пила, потому как она говорила, что ей не дают этого делать демоны. Она написала письмо священнику с просьбой прекратить обряды, потому как она уверяла, что к ней явилась Дева Мария, которая ей предложила два варианта избавления: немедленное избавление от демонов, или позволить демонам чуть дольше обладать своим телом, но получить спасение души. Она выбрала второй вариант, кроме того, предсказала дату собственной смерти. В полночь на 1 июля 1976 года Аннализе пошла спать, но так и не проснулась. В протоколе вскрытия говорилось, что она погибла от обезвоживания и недоедания. Были проведены исследования мозга, но каких-либо отклонений обнаружено не было. Вследствие этого, ее родителям и двум священникам предъявили обвинение по статье «Убийство по неосторожности». Несмотря на то, что все сеансы экзорцизма записывались на пленку, они были признаны виновными.
Этот случай был единственным, который церковь официально признала за последнее время.