Зомби | Часть 2ая

Категория: Основы мистики, Дата: 8-02-2012, 00:00, Просмотры: 0

Зомби | Часть 2ая

РќРё призрак, РЅРё живое существо — Р·РѕРјР±Рё помещены, может быть, навечно, РІ эту «пограничную Р·РѕРЅСѓ между жизнью Рё смертью». Р? если вампиры — живые мертвецы, то Р·РѕРјР±Рё — ходячие мертвецы, тело без души Рё разума. РЎ помощью колдовства РёРј придали видимость жизни. РћРЅРё — порождение колдунов, которые используют РёС… как собственных рабов или сдают напрокат, чаще всего для работы РЅР° полях.

Гаити — родина этого явления и изобилует рассказами о людях, которые умерли, были похоронены, а через некоторое время внезапно появились, став зомби. Одну из самых знаменитых историй, впервые описанную американской писательницей Зорой Херстон в 1938 году, до сих пор рассказывают на Гаити. Очаровательная молодая девушка по имени Мария умерла в 1909 году. Через пять лет после смерти, в столице Гаити — Порт-О-Пренсе, в окне какого-то дома ее заметили бывшие школьные друзья. Владелец дома наотрез отказался давать какие бы то ни было объяснения, и отец Марии сам взялся за дело. Когда дом нашли, ни владельца, ни девочки там уже не было. А тем временем по Порт-О-Пренсу поползли слухи, и чтобы успокоить общественное мнение, могилу девочки разрыли. В гробу лежал скелет, слишком длинный для ребенка. Он был ловко наряжен в одежду, в которой похоронили Марию.

Говорили, что Марию выкопал колдун Рё превратил РІ Р·РѕРјР±Рё, Р° РєРѕРіРґР° РѕРЅ умер, РІРґРѕРІР° отдала его девочку католическому священнику. После того, РєРёРє ее видели школьные товарищи, говорили, что родителям удалось вывезти ее СЃ Гаити РІРѕ Францию, переодев монахиней. Р? что позже там ее навещал брат. Однако это РЅРµ очень типично для историй РїСЂРѕ Р·РѕРјР±Рё, потому что самое печальное РІ РЅРёС… — то, что Р·РѕРјР±Рё никто РЅРµ может помочь. Семья Рё РґСЂСѓР·СЊСЏ чаще всего РЅРµ знают Рѕ случившемся, Р° если Рё знают, то слишком напуганы, чтобы пытаться что-то делать. Р—РѕСЂР° Херстон РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ следующую историю, рассказанную матерью умершего мальчика. После погребения, посреди ночи, его РґСЂСѓР·СЊСЏ были разбужены испуганной женщиной Рё ее дочерью. Оказалось, что внезапно ночью сестра услышала РЅР° улице пение Рё шум. Затем РѕРЅР° узнала голос брата. Ее плач разбудил весь РґРѕРј, Рё, посмотрев РІ РѕРєРЅРѕ, домашние увидели зловещую процессию, бредущую вдоль улицы, Рё мальчика, похороненного накануне. РљРѕРіРґР° РѕРЅ, СЃ трудом переставляя РЅРѕРіРё, поравнялся СЃ РѕРєРЅРѕРј, РІСЃРµ услышали его жалобный плач, «Но таков ужас, — пишет Р—РѕСЂР° Херстон, — внушаемый этими созданиями, что даже мать Рё сестра РЅРµ отважились выйти РЅР° улицу Рё попытаться его спасти». Процессия скрылась РёР· РІРёРґСѓ. После этого сестра мальчика сошла СЃ СѓРјР°.

РќРѕ почему гаитяне так боятся Р·РѕРјР±Рё? Р? что будет СЃ теми, кто попытается освободить СЃРІРѕРёС… умерших близких? Действительно ли Р·РѕРјР±Рё существуют? Чтобы ответить РЅР° РІСЃРµ эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, необходимо обратиться Рє прошлому Гаити Рё, главным образом, Рє верованиям Рё религиозной практике РІСѓРґСѓ.Р—РѕРјР±Рё | Часть 2ая

Вуду — уникальное сочетание верований африканцев, католиков и даже некоторых американских индейцев, а также европейского оккультизма. Но самые глубоки корни — в Африке, и появление вуду совпадает с приездом на Гаити большой партии африканских рабов. Этот ужасный период в жизни человечества начался, когда Гаити владели испанцы в XVI веке, и переживал расцвет в XVII, когда остров Гаити перешел к Франции. Он стал одной из богатейших французских колоний, и, чтобы поддерживать этот статус, необходимы были рабы. Европейские работорговцы уже обеспечили плантации Нового Света рабами с западного побережья Африки и были готовы удовлетворить растущие потребности французов. В тех редких случаях, когда у французских властей возникали юридические трудности в связи с работорговлей, они приводили тот довод, что это лучший способ обратить африканских язычников в христианство. Множество рабов стали прихожанами католической церкви. При этом они слегка изменили христианские доктрины, приспособив их к собственному темпераменту и нуждам, и смешали христианские церемонии со своими религиозными ритуалами. Это сочетание сохранилось до сих пор. Даже сегодня, несмотря на неодобрение церкви, многие гаитяне исповедуют одновременно и католицизм и вуду.

На Гаити привозили рабов со всех концов Западной Африки, но большинство принадлежало к племенам, говорящим на языке йоруба. Эти племена верили в одержимость духами. Разлученные с родиной и семьями, перевезенные в ужасных условиях в незнакомую страну, рабы тем не менее сохранили приверженность своим традициям. Они по-прежнему почитали магию и колдовство и помнили о богах и духах предков, которым поклонялись в лесах Африки, что и составило основу для формирования вудуизма на Гаити. Новая религия объединила лишенный корней, страдающий народ. Поэтому французские власти ее быстро запретили. Тем самым они увеличили популярность вуду, а также ее зловещую мистическую составляющую.

Рабство было отличным бизнесом. К 1750 году на Гаити привозили 30 000 рабов ежегодно. Одно поколение сменялось другим, тоска и ностальгия по прошлому росли и готовили почву для восстания. Наконец в 1757 году остров Гаити попытался стать независимым. Восстанием фанатичных беглых рабов руководил Макандал, но французы схватили его и казнили. Последующие мятежи ускорили провозглашение независимости Гаити в 1804 году. С уходом французских колонистов, носителей католической веры, религия вуду распространилась повсеместно.

Религия РІСѓРґСѓ имеет РґРІРµ стороны. РћРґРЅР° — вера Рё поклонение собственным богам — как РІ классических религиозных конфессиях. РќРѕ есть Рё другая, мистически окрашенная — РІСѓРґСѓ черной магии, колдовства, веры РІ монстров, СѓР±РёР№С† Рё воскрешение мертвых. Важнейшей частью некоторых церемоний является РєСЂРѕРІСЊ, Рё РІ жертву РїСЂРёРЅРѕСЃСЏС‚ свиней, РєСѓСЂ Рё петухов. Церемонии РІСѓРґСѓ РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ РІ так называемых В«tonnellesВ» (беседках). Это может быть как жалкая хижина СЃ грязным полом, так Рё современное здание, РЅРѕ РІРѕ всех случаях СЃ площадкой для ритуального танца. Р?менно РІ танце участники переживают главный опыт РІСѓРґСѓ — одержимость духами. Танец, пение Рё барабанный Р±РѕР№ создают обстановку, РІ которой исповедующий РІСѓРґСѓ Рё РґСѓС… РјРѕРіСѓС‚ стать РѕРґРЅРёРј целым, Рё наступает момент, РєРѕРіРґР° танцующие впадают РІ транс, который заканчивается потерей сознания.

Танцующим может овладеть любой из множества богов и духов, большинство из которых до сих пор носят африканские имена. В этот момент одержимый полностью уверен в том, что он действительно «стал» им, и перенимает его внешний вид, жесты и поведение. Так, одержимый древним духом папы Легбы, охраняющий ворота в другие миры и являющийся божеством перекрестков, чей символ — костыль, на глазах заметно дряхлеет и начинает хромать. Окружающие, узнав духа, бегут на помощь с палками и костылями. Бог моря будет грести невидимыми веслами. Одержимый кокетливым женским божеством будет вести себя жеманно и вызывающе. Одна из традиционных богинь Дагомеи (Бенин) — Агасса, великолепное соединение женщины и пантеры, сохраняет свою власть и на Гаити, заставляя одержимых ею сгибать пальцы наподобие когтей. Злые духи могут вызвать у танцующего конвульсии. Одержимость продолжается несколько часов, и в это время человек может безболезненно ходить по раскаленным углям, погружать кисти рук в кипящую воду, также как к некоторых африканских племенах, в состоянии транса, люди могут отрубать себе пальцы.

Р?сследователь Патрик Лей Фермор, посетив Гаити, предложил следующее объяснение того, как может возникать одержимость, или предполагаемое «воплощение» Р±РѕРіР°. Р’ своей РєРЅРёРіРµ «Древо путешественника», изданной РІ 1950 РіРѕРґСѓ, РѕРЅ пишет: «Каждый житель Гаити СЃ раннего детства приучается Рє моменту воплощения, Рё РѕРЅ знает, что это чудо произойдет РІ В«tonnelleВ», РіРґРµ сам РІРѕР·РґСѓС… пропитан тайнами, Рё барабанный Р±РѕР№ почти физически воздействует РЅР° его РјРѕР·Рі, Рё РїРѕРґ воздействием барабанов, танца Рё божественного присутствия РѕРЅ погружается РІ состояние истерии Рё, как следствие, самогипноза».

С помощью электроэнцефалограмм было установлено, что человеческий мозг необычайно чувствителен к ритмическим воздействиям. Таким образом, изменяя высоту тона и ритм ритуальной церемонии, священник вуду — хунган — может увеличить степень внушаемости. Чтобы помочь войти в состояние одержимости, хунганы умеют использовать магические порошки и травы, но говорят, что в лихорадочной атмосфере церемонии вуду для этого может хватить даже такой обычной вещи, как перец.

Вудуисты считают, что боги не могут войти в тело, если душа еще там, и это — момент, инициирующий одержимость. Считается, что душа состоит из двух частей: Большого Доброго Ангела и Маленького Доброго Ангела. Первый — то, что мы могли бы назвать самосознанием. Он составляет человеческие сущность и душу и делает человека тем, кто он есть.

Без Большого Ангела Маленький Рё тело теряют СЃРІСЏР·СЊ. Р’Рѕ время одержимости вытесняется Большой, Рё человек перестает быть СЃРѕР±РѕР№, Р° становится тем божеством, которое заняло его тело. Обычно одержимость РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ сама СЃРѕР±РѕР№, Рё Большой Ангел вудуиста возвращается РЅР° СЃРІРѕРµ место. РќРѕ РёРЅРѕРіРґР° это может произойти только СЃ помощью хунгана. После смерти нужно позаботиться Рѕ том, чтобы подобрать освобожденной РѕС‚ тела душе РЅРѕРІРѕРµ жилище. Душа, которая первое время РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ РЅР° РґРЅРµ реки, РІРѕ время специальной церемонии вызывается хунганом Рё помещается РІ освященный ящичек, заменяющий физическое тело. Так РѕРЅР° становится РґСѓС…РѕРј предка, РѕРЅ дает советы Рё оберегает СЃРІРѕСЋ СЃРµР?дея Рѕ душе лежит РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ РјРЅРѕРіРёС… суеверий РІСѓРґСѓ, включая Рё веру РІ Р·РѕРјР±Рё. Р’ момент вытеснения душа может попасть РІ СЂСѓРєРё дьявола. Конечно, обладать телом без души, которую заместило божество, очень СѓРґРѕР±РЅРѕ, РЅРѕ РёРј, СЃ помощью дьявольских махинаций, может завладеть колдун.

Колдуны РІСѓРґСѓ, или Р±РѕРєРѕСЂС‹, — существа довольно жуткие, РѕРЅРё общаются СЃ мертвыми Рё для себя, или РІ интересах СЃРІРѕРёС… клиентов, практикуют самое зловещее колдовство. Р?РЅРѕРіРґР° хунган Рё Р±РѕРєРѕСЂ — РѕРґРЅРѕ Рё то же лицо: священник РІСѓРґСѓ, как Рё РІСЃСЏРєРёР№ РґСЂСѓРіРѕР№, должен быть знаком СЃ колдовством, чтобы успешно СЃ РЅРёРј бороться. Сегодня хунган может наложить проклятие СЃ помощью белой магии, Р° завтра воспользоваться заклинаниями черной. РћРЅРё РјРѕРіСѓС‚ вызвать как добрых РґСѓС…РѕРІ, так Рё злых, например, Зандора, который превращает людей РІ змей или летучих мышей-вампиров. Вудуисты тем РЅРµ менее придерживаются мнения, что настоящий хунган РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ станет заниматься колдовством, Рё конечно же, существуют Р±РѕРєРѕСЂС‹, которые РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ были священниками РІСѓРґСѓ. Бокоры возглавляют тайные общества, поклоняются дьяволу Рё собираются РЅР° кладбищах, РіРґРµ РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ церемонии зловещего культа мертвых.

Эти колдуны из кладбищенской земли и костей мертвецов изготовляют специальные порошки, чтобы «наслать мертвеца» на врага. Порошок, рассыпанный рядом с дверью жертвы или по пути ее следования, может привести к параличу, даже смерти, если в это время хунган не примет контрмеры. Другой метод борьбы заключается в том, чтобы нарядить труп в одежду жертвы и спрятать в тайном месте, где он будет гнить, а несчастная жертва — сходить с ума в ее поисках. Как отмечают исследователи, если потенциальная жертва знает, что происходит, и верит в силу магии, то можно легко добиться требуемого результата.

Гаитяне рассказывают душераздирающие истории о том, как колдуны используют трупы. Уильям Сибрук в своей книге «Таинственный остров», написанной в 1936 году, приводит историю молодой женщины Камиллы Туссель и ее мужа Мэтью. В первую годовщину их свадьбы Туссель, вскоре после полуночи, позвал свою жену праздновать это событие. Он настоял, чтобы Камилла надела свадебное платье, и она, испугавшись, послушалась. Они вошли в торжественно убранную, освещенную свечами, комнату. Кроме них было еще четверо гостей в вечерних костюмах. Но никто не поздравил Камиллу. Туссель извинился за них, пообещав, что после застолья мужчины с ней потанцуют. Его голос показался Камилле напряженным и неестественным, и внезапно она увидела, как неподвижные пальцы одного из гостей неловко сжимают бокал, из которого льется вино. Взяв свечу, Камилла вгляделась в лица гостей и обнаружила, что находится в одной комнате с четырьмя трупами.

Женщина в панике бежала, но в дальнейшем так и не оправилась после этого кошмара. На следующий день ее друзья вернулись туда и обнаружили все так, как она описала, только не было ни безмолвных гостей, ни Тусселя. Потом говорили, что Туссель покинул остров.

Легенда или факт? Зловещие планы мужа-колдуна или разыгравшееся воображение жены? Гаитяне, рассказавшие Сибруку эту историю, считали, что факт. Они знали еще много таких историй. Дети на Гаити растут среди рассказов о черной магии, привидениях и колдунах. Матери не разрешают детям играть со своей тенью и говорят, что если те будут плохо себя вести, их унесет бокор, или тонтон-макут — бродячий колдун вуду. Последняя угроза стала реальностью, когда к власти на Гаити пришел диктатор Франсуа Дювалье, поскольку его наемников прозвали тонтон-макутами.

Эта атмосфера страха Рё суеверий порождала веру РІ Р·РѕРјР±Рё. Веря РІ культ мертвых, РЅРµ очень трудно поверить Рё РІ возможность черной магии заставить труп двигаться Рё исполнять чужую волю. РњРЅРѕРіРёРµ сказали Р±С‹, что именно такое намерение было Сѓ Тусселя относительно его гостей. Р?Р· всех ловушек, РІ которые неосторожный человек может попасть СЃ помощью колдовства, самая страшная — Р·РѕРјР±Рё, поскольку даже наиболее искушенному нелегко СЃ этим справиться. Р’ конце 1950-С… РіРѕРґРѕРІ Альфред Метро, автор РєРЅРёРіРё «Вуду РЅР° Гаити», исследовал РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, связанные СЃ Р·РѕРјР±Рё. РћРЅ пишет: «В РџРѕСЂС‚-Рћ-Пренсе вообще немного даже среди образованных людей таких, которые Р±С‹ отчасти РЅРµ верили этим зловещим историям».РјСЊСЋ. РћРґРЅР° РёР· таких зловещих историй, записанная Метро, — Рѕ молодой девушке, которая отклонила предложения могущественного хунгана. РўРѕС‚ удалился, бормоча СѓРіСЂРѕР·С‹. Довольно СЃРєРѕСЂРѕ девушка заболела Рё умерла. Так получилось, что РіСЂРѕР± был слишком коротким, Рё чтобы разместить там девушку, ей пришлось согнуть шею. Р’ это время свеча, стоявшая СЂСЏРґРѕРј СЃ РіСЂРѕР±РѕРј, упала Рё опалила ей РЅРѕРіСѓ. Спустя некоторое время люди потребовали посмотреть РЅР° девушку, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, живую. Ее узнавали РїРѕ ожогу Рё РїРѕ искривленной шее. Говорили, что ревнивый хунган превратил ее РІ Р·РѕРјР±Рё Рё использовал как служанку, РЅРѕ РёР·-Р·Р° повышенного интереса Рє этой истории был вынужден ее освободить.

Этим колдуном руководило желание отомстить — обычная причина для превращения РІ Р·РѕРјР±Рё РЅРµ угодившего человека. Р?РЅРѕРіРґР°, если есть подходящие трупы, РёС… превращают РІ Р·РѕРјР±Рё, чтобы использовать просто как дешевую рабочую силу. Р’ более редких случаях РѕРЅРё — жертвы РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ дьявольскими силами, которые взимают плату РІ человеческих душах Р·Р° оказываемые услуги. Р? если христиане РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ продаже дьяволу собственной души, последователи РІСѓРґСѓ продают души РґСЂСѓРіРёС…. Р’ обмен РЅР° власть, богатство или РґСЂСѓРіРёРµ блага необходимо отдать души самых РґРѕСЂРѕРіРёС… Рё близких людей. Каждый РіРѕРґ ужасная процедура повторяется, РїРѕРєР° РЅРµ останется РЅРёРєРѕРіРѕ РёР· близких, РєРѕРіРѕ можно было Р±С‹ предложить, Рё тогда приходится отдавать собственную душу. Рђ тело, как Рё тела всех остальных, становится Р·РѕРјР±Рё.

Такой договор заключается через бокоров, и только они могут создать зомби. Как только стемнеет, колдун седлает лошадь и мчится к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор «высасывает» душу и помещает ее в закупоренную бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает и умирает. После погребения, в полночь, бокор со своими помощниками приходит к могиле, раскапывает ее и произносит имя жертвы. В ответ мертвец силится приподнять голову, поскольку бокор владеет его душой. Как только это случится, бокор, — на долю секунды, — достает бутыль с душой и сует под нос трупу. Теперь мертвец реанимирован. Бокор вытаскивает его из могилы, связывает и для полного оживления бьет по голове. Затем он тщательно закапывает могилу, чтобы никто не догадался о происшедшем.

Вначале бокор и помощники проводят жертву мимо ее собственного дома. Говорят, после этого она никогда не сможет его узнать и попытаться туда вернуться. Затем ее отводят в дом бокора или дворец вуду и дают специальный настой. Некоторые считают, что это экстракт из ядовитых растений, таких как белладонна или датура (трава Джимсона). В колониальные времена рабы травили ими своих хозяев. Другие говорят, что он приготовлен из капель, капающих с носа мертвеца.

Есть другие способы поймать человеческую душу. Можно под подушку умирающего положить сосуд с магическими предметами и травами, в который «втянет» душу. Душу насекомого или небольшого животного можно заместить человеческой. Ни в одном из случаев жертва не осознает, что происходит. Можно даже забрать душу уже непосредственно у мертвого. Но какой бы метод ни использовался, на краю могилы роль души остается все той же, и после приема магического наркотика дело, можно считать, сделано. Жертва становится зомби — ужасным, покорным ходячим мертвецом, готовым к исполнению желаний колдуна.

Чтобы колдун РЅРµ РјРѕРі достать труп Рё сделать РёР· него Р·РѕРјР±Рё, проводится грандиозная работа. Семья, которая может себе это позволить, бетонирует могилу. Другие С…РѕСЂРѕРЅСЏС‚ РІ собственном саду или РЅР° обочине РґРѕСЂРѕРіРё СЃ оживленным движением. Поскольку для целей Р±РѕРєРѕСЂР° годится только свежий труп, родственники РјРѕРіСѓС‚ Сѓ могилы дежурить РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° тело РЅРµ начнет разлагаться. Р?РЅРѕРіРґР° труп убивают еще раз, протыкая голову или РІРІРѕРґСЏ СЏРґ, РёРЅРѕРіРґР° душат. РџРѕСЂРѕР№ С…РѕСЂРѕРЅСЏС‚ СЃ ножом РІ руках, чтобы сам защищался. Часто РІ могиле тело кладут лицом РІРЅРёР·, Р° РІ СЂРѕС‚ РїРѕРєРѕР№РЅРёРєСѓ набивают землю или зашивают РіСѓР±С‹, чтобы РєРѕРіРґР° колдун произнесет его РёРјСЏ, тот РЅРµ СЃРјРѕРі отозваться. Если человек стал Р·РѕРјР±Рё, то спастись РѕС‚ вечного транса можно только попробовав соли (часто это СЃРёРјРІРѕР» белой магии). После этого Р·РѕРјР±Рё мгновенно осознают положение, понимают, что мертвы, Рё возвращаются навсегда РІ могилу.

В своей книге «Невидимые» британский антрополог Френсис Хаксли приводит историю о зомби, которую ему рассказал католический священник. Этот зомби слонялся по собственной деревне и в конце концов был отведен в полицейский участок. Но полицейские были слишком напуганы, чтобы что-либо делать, и просто оставили его на улице. Через несколько часов кто-то, набравшись смелости, дал зомби попить соленой воды, и тот пробормотал свое имя. Потом его узнала его тетя, которая жила недалеко. По ее словам, он умер и был похоронен четыре года назад.

Позвали священника, и зомби открыл ему имя колдуна, который заставил его и еще нескольких зомби на него работать. Напуганные полицейские послали кол