Очень интересная статья, жаль не знаю автора, но тем не менее извольте.
Колдуны (хунганы) на Гаити из кладбищенской земли и костей мертвецов изготовляют специальные порошки, чтобы «наслать мертвеца» на врага. Порошок, рассыпанный рядом с дверью жертвы или по пути ее следования, может привести к параличу и даже смерти, если в это время хунган не примет контрмеры.
Хунганы также занимаются превращением человека в зомби. Этот процесс схож с заказным убийством. Неугодный человек становится жертвой колдовских чар, заболевает, потом умирает. Его хоронят, соблюдая соответствующие обряды. А через несколько дней по велению колдуна откапывают. Колдун совершает над умершим некий ритуал, и покойник оживает. Он не может говорить, не проявляет никаких эмоций, но, подчиняясь воли оживившего его колдуна, действует и наводит ужас на людей. Долгое время феномен зомби оставался загадкой. Немало ученых пытались объяснить это явление, но только в последнее время удалось приоткрыть завесу над тайной зомби. Стало известно, что живого человека превращают в зомби с помощью некоего яда. Американскому этноботанику Уэйду Дэвису, посетившему Гаити именно с целью изучения этого феномена, удалось раздобыть немного порошка «зомби» и подвергнуть его химическому анализу. Оказалось, что основной составляющей этого снадобья является сильнодействующий яд тетродотоксин, один из сильнейших природных ядов нервно-паралитического свойства. По своему действию он в 10 раз превосходит знаменитый кураре и более чем в 400 раз — стрихнин. Это вещество содержится в организме некоторых животных, в том числе в рыбе фугу.
Так как фугу у берегов Гаити не водится, то колдуны используют другие виды рыб. Дэвис, в частности, указывает иглобрюха, который содержит тетродотоксин. По мнению Дэвиса, процесс приготовления порошка «зомби» следующий: иглобрюха сушат на солнце от 2 до 5 дней, а затем измельчают в порошок. Для другого компонента необходима гаитянская жаба буфо маринус, которую нужно продержать ночь в банке вместе с морским червем, который будет ее кусать. В результате каратоидные железы жабы вырабатывают большое количество химических веществ — буфотеин, буфогенин, буфотоксин. Утром жабу и червя убивают, сушат на солнце и тоже растирают в порошок. Также добавляют желчный пузырь мертвого мула или человека, некоторые местные растения, человеческие останки, предпочтительно свежие (особенно ценятся кости и кожа ребенка), черный порох и тальк. Рецепт ясен, но неясно— пытался ли Дэвис хоть раз его проверить? Отравление — операция, требующая большой осторожности. Слишком большая доза может вызвать подлинную смерть. Когда зомби выкапывают, его насильно кормят смесью батата и дурмана, усиливающей воздействие тетродотоксина и вызывающей галлюцинации, под воздействием которых зомби бродит по улицам, сопровождаемый возгласами ужаса прохожих.
Надо отметить, что тетродотоксин по-разному влияет на гаитян и европейцев. Если последние, оправившись после отравления, возвращаются к нормальной жизни, то гаитяне послушно играют роль зомби. Здесь мы переходим в область чистой психологии: европеец воспринимает отравление как болезнь, гаитянин же верит в то, что навсегда покинул мир живых людей, и ему не остается ничего другого, как подчиниться воле колдуна.
В уголовном кодексе Гаити даже существовала 246-я статья, посвященная хунганам. «Также покушением, — было написано там, — является использование веществ, с помощью которых субъект погружается в более или менее продолжительный летаргический сон, вне зависимости от цели применения вещества и последствий. Если же субъект похоронен в состоянии летаргического сна, то покушение становится предумышленным убийством».
Ученые долгое время пытались разгадать секреты колдовских веществ, но пришли к неутешительному выводу. «Мы долго строили теории, объясняющие возникновение зомби: это, конечно, не случай воскрешения из мертвых, а скорее всего они были погружены в состояние, очень близкое к смерти, с помощью каких-то лекарств, — способ их изготовления, возможно, был вывезен из Африки и передавался из поколения в поколение... Они, очевидно, разрушают ту часть мозга, которая управляет волей и речью. Жертвы могут действовать и двигаться, но не способны сформулировать свою мысль. Двум врачам, сильно заинтересовавшимся этими средствами, так и не удалось узнать способ изготовления. Эта тайна, и посвященные скорее умрут, чем расскажут». Однако тем, кто сильно интересуется тайнами хунганов, следует посетить в начале января небольшое африканское государство Бенин (Дагомея). В Бенине с 1993 года официально отмечают праздник Вуду. На праздничный фестиваль съезжаются колдуны со всего мира. Именно в Бенине тот, кто жаждет тайн, может получить посвящение и доступ к святая святых вудуизма.
С первых шагов гость, посетивший бенинскую глубинку, где правят не власти, а колдуны, встречается с чарами и отравлениями. Бенинцы — гостеприимный народ, они сразу предлагают выпить по стаканчику содаби — пальмовой водки. Хозяин сначала наполняет напитком на четверть свой стакан, затем переливает его содержимое в стакан гостя, пополоскал - пополоскал — и переливает в следующий, и так далее по кругу. Из последнего стакана переливает содаби в свой и наконец наполняет остальные. Этим действом гостям хотят показать, что ни в водке, ни в стакане яда нет.
В бенинской деревне и в городах, даже крупных, при всякой скоропостижной смерти зачастую выдвигается версия об отравлении. «Яды являются самым опасным оружием, которое применяет колдун или заклинатель, чтобы покарать богохульство или неверие, — пишет в своей книге «Посвященные» известный бенинский писатель Жюльен Алапини. — Кроме смертельных им известны яды, вызывающие внутренние болезни, бессонницу, сумасшествие, смятение, ненависть, страх». Причем эти яды, отмечает Алапини, не обязательно подмешивать в пищу — колдун может отравить врага, прикоснувшись к нему рукой, посыпав ядом тропу, по которой тот пройдет.
В ночь, когда по всему Бенину бьют священные барабаны, всем, кроме «посвященных», запрещается выходить из своих домов.
Бенинские хунганы получили свою колдовскую силу от богов Вуду. Одним из главных богов, которому поклоняются и в Бенине, и на Гаити, является Легба, или папа Легба. Он пришел из мифологии дагомейского народа фон. Легба первым среди богов занялся гбо (вуду). Он сделал ядовитую змею, положил ее у дороги, ведущей к рынку, и приказал жалить проходящих. После каждого укуса появлялся Легба и предлагал пострадавшему вылечить его за вознаграждение. Человек по имени Аве заинтересовался прибыльным бизнесом Легбы, был приобщен им к магии и стал первым дагомейским хунганом.
Колдунов в Бенине не только боятся, порой они являются единственной надеждой на спасение при заболевании или несчастном случае. В Бенине, например, водится единственный вид смертельно опасных змей — габонская гадюка, которая неспровоцированно нападает на людей. Колдуны же знают противоядие от укуса любой змеи, и не к врачам, а к ним обращаются бенинцы. Но секреты колдунов Вуду оберегаются от непосвященных. Патент на создание зомби имеется не у одних гаитянских или бенинских колдунов. На далеком Востоке, в таинственном Тибете, так же часто появляются «живые мертвецы», но метод их создания окутан еще большей тайной. Занимаются этим садхаки — люди, идущие по пути изучения тантрического учения сандханы. При постижении одной из ступеней учения садхака должен пройти ритуал «оживления» трупа. Для этого подходит не всякий труп.
Можно взять труп погибшего в бою, укушенного змеей, погибшего от молнии, но ни в коем случае не умершего от болезни. Найдя подходящего мертвеца, садхака садится на грудь трупа, а гуру садханы, произнося нужные мантры, оживляет тело. Труп, не сознавая окружающего, пытается убежать. Садхака обязательно должен удержать оживленного. После окончания ритуала ожившее тело или разрубают на части, или сжигают (понятно, почему труп хочет сбежать). При оживлении яды вроде бы не применяются, но точно это не известно, так как ритуал изучен недостаточно.
(с) "200 знаменитых отравлений"