Почему нужны демонам жертвоприношения, суть идолопоклонства.
Другим видом питания демонов являются жертвоприношения. Вот что об этом говорит св. Василий Великий{23}: <<Демоны как преданные сластолюбию и страстям, в значительной степени наслаждаются и питаются жертвами. В то время как сжигаются 11
жертвы, кровь превращается через горение в испарения и, разложившись таким образом на тонкие части, переходит в состояние, соответственное естеству демонов.
Все конечно они питаются испарениями, не так, чтобы они их ели, или наполняли ими чрево, но подобно некоторым животным, устрицам и прочим этого рода, которые принимают пищу всем существом своим. По этой причине демоны с жадностью пожирают газы, происходящие от горения жертв, и втягивают в себя дым курящегося ладана, как вещества приспособленные им в пищу>>.
Этим, кстати, и объясняется культ жертвоприношения перед статуями идолов у языческих народов, как считает тот же угодник Божий:<<Всем идолам, которым язычники воздают поклонение, невидимо сожительствуют и соприсутствуют некоторые демоны, находящие наслаждения в нечистых жертвах. Близ мясных лавок, там, куда выбрасываются испортившаяся и запекшаяся кровь, пребывают псы, лакомые до этого рода пищи: подобно этому и демоны, порабощенные объединению, жадно ищущие наслаждения запахом и разложением крови жертвоприношений, летают вокруг жертвенников статуй, им посвященных. Может быть, даже питаются этим их тела, состоящие из воздуха и огня, или же из смещения этих стихий>>.
Ясно обнаруживается власть демонов над статуями, им посвященными, содержанием повести, которую мы читаем в книге Царств [1 Цар. 5, 2-3]. Иноплеменники захватили кивот Господень и поставили его в храме своего Бога Дагона. Войдя на утро, обнаружили статую Дагона падшею на своё лицо. Изваяние видимое для всех был Дагон; упавший же на своё лицо был демон, ниспровергнутый славою, окружавшею кивот Божий. Он-то и пал на лицо своё, а с собою ниспровергнул и опрокинул видимую вещь.
По этой причине, употребляющие в пищу идоложертвенное признаются участниками трапезы демонов [Кор. 10, 21]. Когда приносится жертва идолу, то некоторая часть её называется присутствующему здесь демону, так как демоны усваивают себе некоторую часть и от крови, обращающейся в воздух (газ), и от курящегося тука и от прочих жертвоприношений. И потому тот, кто пьет из чаши возлияния, употребляемый при жертве, пьет из чаши бесовской [1 Корин. 10, 21].
Как мы видим из вышесказанного, князь века сего не только видимо, помыслами пленял людей, но и вступал в явное общение с ними, делая провещание из идолов. В этом ему помогали такие явные злодеи, каким были известные из истории Ианний и Замврий и другие волхвы, жрецы, астрологи и чародеи. Заблуждение людей поддерживалось ими чудесами и прорицаниями бесовскими.
Мятежные и враждебные власти охотно и поспешно умножить число участников своей погибели. Кроме того, за ложные чудеса, ими творимые люди приносили им жертвоприношения, столь любимые бесами, и воздавали им божеские почести, теша тем самым сатанинскую гордость.
7. Почему большинство людей не видят духов и не чувствуют их воздействия на себя
До падения Адам и Ева находились в общении с Ангелами света и беседовали с ними. Состояние падения сделало нас неспособными видеть Ангелов, тем же из святых, которые достигли высочайшего совершенства и которые не могли быть уже обманутыми демонами, был открыт мир духов (см. житие Антония Великого, Макария Великого и др.). Таким образом. Для видения Ангелов необходимо изменение в самих людях.
По особому же промыслу Божию видели Ангелов и люди весьма обыкновенной и даже порочной жизни, такие, как, например, лжепророк Валаам. Что же касается общего правила, то здесь святые Отцы единодушно говорят о том, что непосредственное видение 12
бесов для неподготовленного человека является крайне опасным и вредным. Вот что пишет по этому поводу в толковании на 41 псалом Иоанн Златоуст{25}: <<Сколько демонов носится в этом воздухе? Сколько противных властей? Если бы только позволил им Бог показать нам их страшный и отвратительный образ, то мы подверглись бы умопомешательству>>. Наше грубое материальное тело служит нам своего рода спасительной завесой, защищающей нас от непосредственного видения бесов, которые могли бы привести к сумашествию тех, кто их зрит. Одновременно необходимо отметить, что волхвы, колдуны, маги, сознательно входя в общение с нечистой силой, снимали с себя эту спасительную завесу и непосредственно видели демонов. К такому же видению нечистых духов приводит занятие йогой и другими восточными религиями, имеющими демоническую направленность.
На вопрос: <<Почему многие люди не чувствуют демонического воздействия?>> очень хороший ответ даёт Преосвященный Иннокентий Архиепископ Херсонский{16}. Вот его поучение:<<Чтобы чувствовать к себе прикосновение духа тьмы, надо самому быть светлым, а грешник есть тьма. На чистом белом платье и малое пятно тотчас приметно, а платье чёрное не даёт заметить на себе самых чёрных больших пятен. В душе светлой и чистой, одна какая-либо мысль, вброшенная от диавола, тотчас производит смущение, тяжесть и боль сердечную, а в душе грешника, темной и осквернённой, и самое присутствие его неприметно. Такой неприметности помогает сам дух злобы всеми силами: ибо что ему за выгода быть приметным? Давать ощущать себя прямо? Это значило бы заставить бежать от себя. И вот он, тирански властвуя над грешником, в то же время старается держать его в том же обольщении, что якобы он действует сам собой и во всём совершенно свободен>>.
8. Образы воздействия людей на злых духов.
Общение со Христом освобождает верующих от власти диавола, но это только при совершеннейшей вере; а так же совершенство достигается не всеми, то власть диавола в мире продолжается над несовершенными по мере их страстности, а равно и над неверующими во Христа. Таким образом, лишь верующим дарована возможность освобождения от власти диавола, в результате крестных заслуг Спасителя. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного усовершенствования человека. Вот почему хотя победа Христа над князем мира и совершилась фактически смертью и воскресением Христа, Церковь Христова, во временном и постепенном развитии её в мире, есть ещё Церковь Воинствующая, и будет таковою до кончины мира и Страшного суда.
В силу искупительных заслуг Иисуса Христа мы можем побеждать диавола. Влияние его на людей ослаблено, особенно на тех, кто распинается Христу <<со своими страстьми и похотьми>>. Только по средствам греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими. Св. Григорий Нисский говорит{26}: <<…когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощи жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободною волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо>>.
Как мы видим из высказывания Святого отца, конечный выбор добра и зла всегда остаётся за самим человеком. И в случае принятия стороны Ангела света, христианин с помощью благодати легко побеждает падшего духа. Святые отцы и учителя Церкви указывают нам следующие средства для борьбы с диаволом: Веру, слово Божие, призыв имени Христа Спасителя нашего, страх Божий, смирение, трезвение, молитву, Крестное 13 знамение.
Эти средства каждый христианин может непосредственно употреблять в борьбе с демонами; существуют же ещё и такие, которыми можно воспользоваться через священнослужителей: это покаяние с Причащением св. Христовых тайн и заклинания, читаемые над страждущими от нечистых духов. <<Когда молитвенники (молящиеся христиане) мужественно переносят искушения, каются в своих грехах, благодушно терпят оскорбления, пребывают в молитвах, - свидетельствует преп. Иоанн Карнафский{27}, - то бесы мучатся, терзаются и плачут, но людям это не дано видеть, чтобы не надмились>>. Молитва, способствующая излиянию благодати Святого Духа на человека и связывающая его с Богом, жжет бесов и, не терпя огня благодати, с воплями они отбегают от молящегося. Вот почему при любом искушении необходимо вставать на молитву, дающую нам помощь Божию, с которой мы непобедимы.
Так же как и духи имеют влияние на вещество, так и вещество имеет влияние на духов. Так, отверженные духи будут вечно мучаться в огне адском, в огне вещественном. В книге Товита мы находим подробное и отчётливое изображение влияние даже земного вещества на духов. <<Он же (Товия) идя, вспомнил слова Рафаила и взял кадильницу, и положил сердце и печень рыбы и курил. Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел>>[Тов. 8, 2-3]. В церковной практике известно отгоняющее действие ладана на злых духов. Также отмечено благодатное действие святых мощей, чудотворных икон и даже одежд святых, присутствия которых не выносят злые духи. Всё это связанно с благодатию от них исходящей и пожигающей демонов.
Известно, что святые подвижники ещё в земной жизни получили власть над нечистыми духами. Так в житиях св. Андрея{28}, мученицы Иулиании{29} и Антония Великого{30} мы читаем о том, что они даже подвергали биению злых демонов. В житии Иоанна архиепископа Новгородского{31} рассказывается о том, что он принудил демона отвезти его в Иерусалим на поклонение и обратно. Жития святых исполнены свидетельств о победе преображенного человека над нечистыми духами.
9. Причины, по которым Господь допускает существование злых духов
Диавол остался, как и был, тварью, находящейся в полной власти Творца, Который по неведомым судьбам своим не уничтожил его и его сонмище, но долготерпит от них до сего времени. Диавол со своими слугами сделался орудием Творца, против которого он мнит, вооружатся, и воевать – в слепоте своей, иначе говоря, <<содействует злое благому намерениям неблагим>>. Для людей диавол сделался орудием испытания, которым они испытываются и которым определяются верные Христу от любителей греха. Ибо Бог не приневоливает человека ко спасению, но предоставляет всем возможность или сражаться с диаволом, или вступить с ним в союз. Как свидетельствует св. Игнатий Брянчанинов{32}, <<заповедь, данная Богом в рае и воспрещающая вкушения от древа познания добра и зла, не отменена. Она стоит непоколебимо, как заповедь Божия. Человек постоянно испытывается ею доселе. Постоянно соприсутствует ему диавол и советует вкусить плод запрещённый, насильно влечет к этому вкушению, как получившие на то право – право от первоначального повиновения нашему диаволу. Он не престаёт совращать нас помышлениями греха и мира, непомерно разжигая в нас страсти. Движется в руке падшего Херувима это пламенное оружие, и дерево жизни – добро, беспримесное злу, соделывается для нас недоступным по праведному суду Божию>>.
Искушения и помыслы обнаруживают произволение нашего самовластия и чистоту сердечную. Святой Исаак Сирианин{33} поучает, что благодать Божия всех вводит в искушения, чтобы постепенно обучить мудрости и способности презирать духов злобы: <<Благодать попускает, чтобы посылаемы были на него (человека) искушения, соответственные мере его, чтобы понести человеку силу их>>. В другом месте он продолжает{34}: <<Знай, что в какой мере не имеет душа достаточных сил для великих искушений, в такой же она недостаточна и для великих дарований… Бог не даёт великого 14
дарования без великого искушения>>. О необходимости таких искушений в деле становления нового человека свидетельствует и Григорий Богослов{35}, говоря, что жестокая брань необходима для того, <<…чтобы диавол подвергался здесь ужасному позору, сражаясь с теми, кто не мощнее его, так и подвизающиеся в добродетелях, всегда имели славу свою, очищаясь как золото в горниле>>.
Подводя итоги всего вышесказанного в этом параграфе, преведём слова св. Иоанна Златоуста{36}, наиболее чётко сформулировавшего причины, по которым Бог допускает существование диавола и не препятствует посещать нас искушениями:
<<во 1-х, для того, чтобы ты познал, что сделался гораздо сильнее диавола, во имя Христа знаменуясь крестом животворящим;
во 2-х, чтобы ты пребывал во смирении и не превозносился обилием даров, не забывая своей немощи и силы помогающего тебе;
в 3-х, для того, чтобы лукавый оный дух, доселе сомневавшийся в твоём от него отступлении, видя твоё терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него;
в 4-х, чтобы ты через это сделался твёрже и крепче;
в 5-х, чтобы иметь ясное извещение о вверенных тебе сокровищах, ибо диавол не стол бы приступать к тебе, если бы не видел тебя в высшей степени чести>>.
10. О должном отношении к демонам
Должное отношение к павшим духам показал нас Сам Господь Иисус Христос, когда по попущению Божию сатана пытался искусить Его, предлагая все мирские блага за поклонения себе. Богочеловек сказал: отойди от Меня, сатана, ибо написано: <<Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи>>[Мф. 4, 10]. Во – вторых, Он повелел демонам молчать, когда они вопияли из одержимых ими. Воплем своим они провозглашали правду; они не лгали, когда говорили: <<Иисусе, Сыне Божий и Святый Божий>>[Мф. 8, 29; Мр. 1, 24]. Но Господь не желал, чтобы истина проповедывалась нечистыми устами, особенно же устами демонов, чтобы они, воспользовавшись этим случаем, не примешали по злому произволению чего-либо своего, и не насеяли бы его<<спящим человекам>>[Мф. 13, 25]. По этой причине Иисус Христос не потерпел, чтобы бесы говорили, и нам не позволил допускать им это, сделав предостережение в следующих словах: <<Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в одеждах овечьих, а внутри суть волки хищные>>[Мф. 7, 15], и через Апостолов предупредил: <<Не всякому духу верьте>>[1 Иоан. 4, 1].
Имея такое указание Господа нашего Иисуса Христа, мы должны беречься то всякого общения со злыми духами. Не слушать волхвов, магов, колдунов, астрологов, экстрасенсов, контактёров НЛО, различных прорицателей и гадалок. Ибо, если даже демон через них и притворяется говорить правду, то мы, не зная его цели в этом действии, по справедливости должны отвергнуть его словами Священного Писания: <<Грешнику же рече Бог: всякою ты поведаеши оправдания Моя>>(грешнику же говорит Господь: напрасно ты проповедуешь законы Мои) [Пс. 49, 16], и <<Не красна похвала во устах грешника>> (неприятна похвала в устах грешника) [Иисус Сирах 15, 9].
Закончить главу нам кажется уместным, процитировав очень актуальную для нашего времени выдержку из труда св. Игнатия Брянчанинова: <<И ныне святые Ангелы являются в виде крылатых прекрасных юношей; и ныне души святых человеков являются [15] в образе человека в его теле, в небесной славе; и ныне демоны являются в безобразном, отвратительном и ужасном виде чудовищ, но чудовищ, имеющих образ человека. Таким являются они, когда являются в своём виде. Они принимают на себя, как принимали и прежде, образ зверей и гадов, в особенности любимый ими образ змея...