"Вуду" на древнеафриканском языке племени фон означает "дух". Общение с вуду-лоа (или, как называли их негры из племени йоруба, духами-ориша) было религией западноафриканских негров, завезенных испанцами на Карибские острова. Духам приносились кровавые жертвы, а при помощи барабанного боя, музыки и ритуальных плясок верующие впадали в состояние транса (считалось, что внутрь человека в это время входил дух).
Примечательно, что многие духи по своему, так сказать, характеру и деяниям весьма напоминали христианских святых и древнегреческих богов. Но испанцы не желали ничего этого знать и пытались обратить своих рабов в классический католицизм. За хранение статуэтки какого-нибудь духа рабу можно было запросто лишиться жизни. И тогда негры на Карибских островах, в особенности на Гаити, сменили алтари. Но под масками святых, архангелов и мадонн они поклонялись своим старым духам. Ни рабовладельцы, ни духи против этого не возражали. И вот всего через четыре года после того, как на Гаити завезли первого чернокожего раба, против успокоившихся рабовладельцев на острове вспыхнуло восстание. Оно было подавлено, но объединенные вуду негры продолжали бунтовать до тех пор, пока в конце XVIII века не взяли остров под свой контроль — он к тому времени наполовину принадлежал Франции, и на подавление восстания отправился Наполеон, однако он потерпел на Гаити одно из своих первых поражений. Примечательно, что с самого начала и до настоящего времени вуду было тайным культом. Неприметный американский мусорщик вполне может оказаться колдуном вуду. Следующие подобным практикам не разглашают это даже сейчас.
В XX веке столицей вуду стал Новый Орлеан — именно туда переместилось большинство потомков гаитянских негров. Атмосферу города очень хорошо описывали местные джазисты. Они говорили, что весь Нью-Орлеан тогда был только музыкой, только любовью и только смертью. И если девушка хотела привлечь в свои объятия джазового трубача из местного кабачка, она просто добывала волосок с головы своего любимого или еще что-нибудь в этом роде, делала куклу вуду, втыкала в ее сердце, голову и ноги булавки — и очарованный трубач думал о ней, стремился к ней сердцем, а ноги сами несли его к девушке. Жена этого трубача (буде такая случалась) могла отомстить, слепив в свою очередь куклу вуду, символизирующую разлучницу, вызвать духов разрушения и понатыкать в куклу булавок — считалось, что девушка после этого должна была заболеть, умереть или уехать.
Над этим можно смеяться сколько угодно. Последователи вуду утверждают, что эта магия работает. И как в свое время русские восприняли джаз, так же теперь они восприняли вуду. И среди услуг, оказываемых населению, теперь числится и магия вуду. Чтобы узнать, как все это происходит, я поехала к московской вудуистской ведьме.
Московская ведьма вуду
Исходя из всего вышеизложенного, я ожидала встретить в жрицах вуду по меньшей мере пожилую негритянку. Между тем по телефону мне ответил юный девичий голос, совершенно без акцента, разве что с украинским говорком. Мы договорились о встрече через три дня. Через два дня я свалилась с тяжелейшим гриппом. Я позвонила ведьме и перенесла встречу. Еще через неделю, собираясь на условленную встречу, я не смогла завести машину. Плюнув на все это, поехала к ней на метро. На подъезде к нужной станции поезд остановился, и электричество в вагонах вырубилось. Так мы простояли минут десять...
Ведьма практиковала на первом этаже обычной хрущевской пятиэтажки. Дверь мне открыла секретарь, она же напоила меня кофе, продержав минут двадцать на кухне под предлогом, что "ведьма готовится к визиту". И вот наконец я захожу в полутемную, освещенную только свечами комнату. В дальнем углу сидит черноволосая девушка в белом платочке и замогильным голосом говорит: "Что вам угодно?" Похоже, что она просто обо всем забыла. Я снова объясняю, что журналистка и приехала взять у нее интервью и отснять процесс работы. Врубившись, что я не клиент, девушка расслабилась и предложила продемонстрировать процесс лепки куклы, потому что духов при посторонних вызывать все равно нельзя. Куклы так куклы. Я согласилась. Ведьма закурила, отхлебнула кофе, взяла толстую свечу, зажгла ее и начала накапывать на газетку воск, попутно жалуясь на клиентов.
— Вот приходит к тебе эдакая восемнадцатилетняя дуреха, приносит фотографию обрюзгшего бизнесмена сорокалетнего на фоне "Мерседеса" и говорит: "Приворожи". Я говорю: "Зачем?" А она мне: "Я его люблю". — "Кого? Этого пузатого?" — "Да, - говорит, - у него очень симпатичное пузико". — "Мерседес" у него симпатичный, а не пузико! Кого ты обмануть хочешь? Ты же его деньги любишь, а не его!" Барышня после этого стоит с открытым ртом. У нее и слов-то, чтобы свою как бы любовь защитить, нету.
Я между тем слушала все это тоже с открытым ртом, но не от удивления, а потому, что мне было тяжело дышать. Тяжелые астматические признаки проявлялись у меня всего несколько раз в жизни, да и то только после того, как я ела рыбу (у меня на нее аллергия). Я мучительно соображала, что могло быть распылено в воздухе (благовония, которые горели в комнате, не в счет — на них у меня никогда аллергии не было и нет), и в конце концов спросила об этом у ведьмы.
— А курить надо меньше! И вообще, порча у тебя! — ответствовала она.
Но отрезать мне энергетический хвост или вылечить порчу желания не изъявила. Впрочем, минут через десять загадочным образом все прошло само собой. Кучка воска на столе нарастала. Атмосфера колдовской комнаты напоминала женские посиделки на кухне во время лепки пельменей — ведьма разминала воск и неспешно, уютно рассказывала о том, как во время обряда посвящения ее клали в гроб, закапывали, а потом вынимали обратно.
Наконец воск был готов. Ведьма достала откуда-то любительскую фотографию невзрачного пузатого мужчины, вырвала пальцами из нее по контуру человека, сожгла на свече, а пепел смешала с воском. После этого она начала лепить маленького уродливого человечка. К фигуре полагалось прилепить мужское половое достоинство. Достоинство было таким маленьким, что все время отваливалось. Прилепляя его на место в очередной раз, ведьма сказала:
— Только надо обязательно сказать читательницам о том, чтобы сами они этим не занимались.
— Почему?
— Бесполезно. Нужно духов вызывать, а их простой человек не увидит, хотя вон они, тут повсюду, - и мотнула головой куда-то в угол комнаты. Оттуда на меня задумчиво смотрела деревянная африканская маска.
— Но вы все равно покажите!
— Покажу.
И с этими словами ведьма уложила человечка с приделанным таки к положенному месту достоинством в нарисованный треугольник, достала булавки и со словами "Чтобы ты, раб Сергей, любил только одну рабу Наталью" воткнула несколько булавок человечку в голову, в то место, где должно быть сердце, в многострадальное достоинство и в ноги.
— Все.
— А погадать вы можете?
— А зачем? Будущего все равно нет. Будущее ты себе сделаешь сама!
Мы допили кофе, докурили сигареты, и я вышла на воздух, в ночную морозную Москву - делать себе свое будущее.