Чёрт

Категория: Основы мистики, Дата: 3-03-2013, 00:00, Просмотры: 0

В народной славянской мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей (точнее, их материального, телесного воплощения, так как черти — ещё и злые духи), поэтому в представлениях о чёрте сохранились остатки индоевропейской мифологии в смешении с иудейскими и христианскими представлениями о Дьяволе. В представлениях о чёрте как о кузнеце (во многих сказках и пословицах), в эпитете «хромой» прослеживается сходство с греческим богами — подземного огня, хромым кузнецом Гефестом и особенно Паном — духом лесов. Черти в поверьях принимают вид животных старого культа — козлов, волков, псов, воронов, змей и т. д. Считалось, что черти имеют в целом человекоподобную (антропоморфную) внешность, но с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Чаще всего это рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п. Нередко их описывают с горящими как угли глазами. В таком виде черти изображены на многочисленных картинах, иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточной Европе.

Имя языческого чёрта христианину не полагалось произносить вслух, по крайней мере — без особого повода. Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Сама же христианская Церковь таким образом преследовала цели распространять христианство и уничтожить язычество путём наложения жёсткого табу на имена языческих божеств и терминов. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, цензуру обходили путём использования эвфемизмов: например, лукавый, нечистый, неназываемый, враг рода человеческого, шут и другие.

Ещё в XIX веке «чёрт» было довольно сильным ругательством в русском языке — в связи с давней историей борьбы христианства с язычеством. Уничтожая язычество славян, Церковь тщательно уничтожала всю языческую терминологию, заменяя её на иудейскую и греческую путём жёсткого табуирования некоторых славянских языческих терминов. Так как память целой нации полностью стереть невозможно, образовалась ненормативная лексика. В советской литературе 1920-х гг. ругательства часто классифицируются как «дальше чёрта» (см. например, Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева»). Однако, с ослаблением влияния христианской Церкви на общество, «сила» данного слова в качестве ругательства в настоящее время существенно снизилась.

В уголовной иерархии чёрт — самый низший из категории «мужиков» (но не «петух» или «обиженный»), который не моется, не стрижётся, не стирается, не следит за собой.