Неполное содержание мифологических существ на территории Балтийского моря и Белоруссии.
Клабаутерман - корабельный домовой балтийских флотилий.
В фольклоре народов Западной Европы - духи, обитающие в носовых фигурах парусных кораблей. Вообще-то они живут в деревьях, но настолько к ним привязаны, что когда те срубают и вырезают из них носовые фигуры, клабаутерманны забираются внутрь и так попадают на корабли. Моряки их и любят, и побаиваются. Чаще всего клабаутерманны помогают корабельным плотникам; вообще они обожают шуметь и стучать своими молоточками. Перед людьми они появляются, как правило, в человеческом обличье, иногда также принимают облик собаки, белки или кошки. Клабаутерманны, говоря на человеческом языке, пытаются помыкать экипажем, дразнятся и потешаются над людьми. Им известно все, что происходит на корабле; вдобавок, они предвидят будущее и не терпят на борту преступников и бунтовщиков, мстят тем, кто крадет их пищу, и всячески изводят сквернословов и пьяниц. Нрав у клабаутерманнов довольно сварливый, и они постоянно ссорятся между собой.
Обычно клабаутерманны появляются лишь в минуты опасности — перед штормом или кораблекрушением. Некоторые утверждают, что у клабаутерманна есть забавная привычка: едва появившись на корабле, он идет в каюту капитана, и тот наливает ему вина.
Пока клабаутерманн находится на корабле, ни самому кораблю, ни экипажу ничего не грозит: плавание будет недолгим и безопасным. Правда, по некоторым источникам, присутствие клабаутерманна на корабле, наоборот, сулит всяческие неприятности.
Клабаутерманнам приходятся родственниками киллмулисы и каботеры. Точнее сказать, каботеры — потомки клабаутерманнов. Нельзя не признать, что старшее поколение куда крепче молодежи: там, где раньше хватало одного клабаутерманна, нынче требуется трое каботеров. У них вызывает затруднения буквально все, даже процесс курения: пока один каботер держит трубку, второй подносит огонь, а третий затягивается.
Ростом клабаутерманны около трех футов. Они обычно носят красные куртки размера на два меньше, чем следовало бы, и круглые красные шляпы. Иногда надевают белые или желтые матросские штаны, которые заправляют в сапоги с высокими голенищами.
Аржавенник - по белорусским поверьям, один из болотников, хозяин болота, покрытого ржавчиной.
Р—СЋР·СЏ - в восточно-славянской мифологии - божество зимы, воплощение холода.
Происходит от глагола "зюзець" — мерзнуть, калеть от мароза. Вот каким представляют Зюзю белорусы: он, говорят, старый, с белыми, как снег, волосами на голове и такой же длиннющей бородой, низенького роста, толстый; весь в белой теплой одежде; ноги у него босые и голова ничем не покрыта. В руке носит железную булаву.
Озерницы - согласно белорусскому фольклору, локальная разновидность русалок, обитающих в Черном озере на Мядельщине.
Хихитун - в белорусской мифологии - нечистик, который смеется в тот момент, когда с человеком случается несчастье.
На Мядельщине — это в районе белорусского Поозерья, на северо-западе Минской области — существует поверье, что у человека за спиной есть некий нечистик по прозванью Хихитун. Говорят, что если с человеком или с близкими ему людьми может случиться что-то недоброе, Хихитун начинает радоваться этому, смеясь тоненько и часто: "Хи-хи, хи-хи, хи-хи, хи-хи..." Резко обернувшись в этот момент, можно увидеть меленькое создание, которое внешне чем-то напоминает обезьянку, а на маковке у него небольшие рожки. Но восприняв его смех как предупреждение, нередко можно предотвратить беду.
Цмок - как правило, доброжелательный к людям дракон в белорусской и польской мифологии.