В 1977 году московское издательство «Наука» выпустило в свет крохотным тиражом в серии, посвященной этнографическим исследованиям, тонкую книжицу Г. Саэди «Одержимые ветрами». Книжка была издана на русском языке в переводе с персидского языка. Автор этого сочинения — профессиональный этнограф, профессор из Ирана.
В научном комментарии, сопровождающем сочинение, сообщается, что на самом деле книжка называется «Одержимые ветрами-духами». Уточнение насчет «духов» было снято с обложки книги, надо так понимать, советской цензурой.
Жители южного побережья Ирана, проживающие на берегу Персидского залива, регулярно общаются с некими местными духами, заявляет Г. Саэди. Контакты с таинственными незримыми существами происходят только в данной местности! Нигде больше в самом Иране, а также в соседствующих с ним странах ничего подобного не наблюдается.
«Ахл-е хава», то есть «одержимый ветром-духом», — так на берегу Персидского залива называют в простонародье человека, попавшего в плен к одному из ветров-духов. А ветрами-духами именуют здесь все таинственные, могущественные, колдовские силы, существующие повсюду и властвующие, по мнению местных жителей, над всем родом людским.
Ни один человек, ни одна сила не в состоянии противостоять им. По сравнению с ветрами-духами человек столь ничтожен и беспомощен, что ему приходится угождать духам, приносить им жертвы и сдаваться на их милость.
Ветры-духи бывают жестокие — и от таких ветров все стараются избавиться. Но бывают они и добрые — и находятся люди, добровольно соглашающиеся покориться им. Ветры обитают повсюду: и на море, и на суше. Они всегда требуют себе в жертву тело человека. Их жертвами становятся обездоленные и уставшие душой. Ветров-духов много там, где сильны страх и тревога! В тех местах, где распространены нищета и безработица, сила духов особенно велика.
Считается, что все одержимые возят на себе ветры-духи, и поэтому их называют «оседланными». Ветры-духи прилетают из далеких краев, с чужих берегов и чаще всего с дальних берегов Черной Африки, утверждают местные жители. По их мнению, индийские и персидские духи, хотя и страшны, не идут ни в какое сравнение с огромными черными-пречерными ветрами-духами Африканского побережья… На юге Ирана «обитают» многие виды ветров-духов.
Вот уже несколько веков аборигены южного побережья Ирана верят в эти ветры и страдают от них, а для избавления пользуются различными колдовскими обрядами.
Вот квинтэссенция местных верований, записанная Г. Саэди со слов здешних профессиональных колдунов: «Ветры-духи — это силы, владеющие всем миром. Если человек, попавший в плен к одному из ветров, вырвется из-под его власти живым и здоровым, он становится членом клана «ахл-е хава», то есть одержимых ветрами-духами, которые победили этих духов.
Ветры-духи не выглядят никак. Они — это именно ветры, наваждение, воздух, «куски» живого мыслящего воздуха… Дух по имени Зар — это просто такой особый воздух, а дух по имени Нобан — тоже не более чем особый воздух, «клок мыслящего ветра». Если он входит в тело человека, то забирает у него здоровье. И никто, кроме местных колдунов, называемых «баба» и «мама», не сможет вылечить больного».
Таким образом, ветры-духи — это недуги, против которых бессильны обычные медицинские средства. Единственным видом их лечения служат особые ритуалы, многие века существующие среди жителей побережья, рыбаков.
Больше всего ветры-духи любят молодых людей, так как они физически сильнее и могут возить на себе духов. В то же время молодые люди, несмотря на свою силу и энергию молодости, оказываются слабее перед духами, чем дети и старики.
Все «мыслящие ветры» заразны и могут переходить с человека на человека. Если один человек сильно любит другого, то он может передать ему свой ветер или взять себе его ветер.
Для так называемого «нисхождения» и усмирения того или иного духа «баба» и «мама» проводят специальные сборища и ритуалы, называемые «игрищами». Лишь с помощью «игрищ» удается изгнать определенного ветра-духа из тела больного, и человек полностью освобождается от власти «мыслящего ветра». В ходе «игрища» исполняются только те ритуалы, которые ветер лично требует от организаторов сборища «в обмен на человеческое тело, которое придется ему покинуть».
Перед началом «игрища» больной погружается местными колдунами в гипноз. Он не осознает своего состояния, и вскоре из его горла начинает звучать чужой голос, совершенно не похожий на голос больного. Это принимается разговаривать ветер-дух, «оседлавший» человека. Колдуны немедленно вступают в переговоры с духом. Спрашивают у него, чего тот хочет, каким образом можно умилостивить его.
В присутствии многочисленных свидетелей дух отвечает на вопросы. Однако он никогда не отвечает на родном языке человека, «оседланного» им! Он отвечает на арабском, хинди или суахили, хотя сам «оседланный» категорически не знает, как правило, этих языков.
Одержимые ветрами-духами
Так что профессиональным колдунам волей-неволей приходится быть полиглотами, иначе они ничего не поймут из речей духов.
Приведу сейчас достаточно типичный пример изгнания злого духа Зара из человека.
Однажды вечером некий юноша Мухаммад внезапно почувствовал, что кто-то забрался в его тело и хочет отрезать ему голову. В ужасе он начал испускать пронзительные крики. На следующий день это ощущение усилилось. Мухаммад сбежал из дома, забрался на крышу развалин старинной крепости и принялся там визжать и выть. Пришлось крепко связать его по рукам и ногам веревкой.
Никто не сомневался в том, что в юношу вселился ветер-дух.
Баба-Ахмад, профессиональный колдун, взялся вылечить Мухаммада. Действуя ничуть не хуже современных гипнотизеров, он живо загипнотизировал «оседланного». Спустя несколько минут раздался из горла больного чужой голос, заговоривший на суахили — языке, которого необразованный юный рыбак Мухаммад не знал. Ветер-дух представился, назвавшись Заром.
Колдун спросил:
— Зачем ты напал на этого юношу? Чего ты хочешь?
Зар ответил:
— Я хочу то, что мне причитается.
— А что тебе причитается? — поинтересовался «баба».
— Я хочу бамбуковую палку, браслет хочу, золотое кольцо, — начал перечислять Зар.
— Чего еще хочешь?
— Шелковую рубаху.
— А еще чего хочешь?
— Хочу, чтобы пировали три дня и три ночи, — последовал ответ.
— Еще чего-нибудь хочешь? — продолжал выспрашивать колдун.
— Пятнадцать дней игрища.
— Ну, а еще чего хочешь?
— Хочу угощения и крови. А больше ничего не хочу.
Колдун сказал:
— Если ты не будешь больше мучить этого юношу, мы готовы дать тебе все, что ты просишь. В тот же день началось «игрище с угощением», заказанное Заром. Духу были преподнесены предметы, которые он потребовал. Пятнадцать суток люди били в барабаны.
На пятнадцатый день колдун-«баба» спросил:
— Хватит с тебя игрища?
Зар ответил:
— Я доволен.
После окончания процедуры изгнания духа Баба-Ахмад заявил, что ветер-дух не будет больше мучить Мухаммада, но только ровно через год необходимо в это же время отвезти Мухаммада к другому могучему колдуну по имени Баба-Салех, чтобы тот провел еще одно игрище — так сказать, «для профилактики». Процедура изгнания принесла свои плоды. Юноша полностью выздоровел. Он стал жить и работать, как все остальные.
Спустя ровно год Мухаммад даже и не подумал о том, что надо бы выполнить пожелание местного колдуна — отправиться на «профилактический сеанс гипноза» в другую местность к другому могучему колдуну… Вскоре он начал ощущать тяжесть во всем теле, а потом у него парализовало левую сторону и он потерял способность двигаться.
Баба-Салех, к которому был спешно доставлен внезапно парализованный юноша, в темпе загипнотизировал его — «заставил духа снизойти». Когда тот «снизошел», колдун спросил:
— Зачем ты снова мучаешь этого юношу?
Зар ответил:
— Он нас забыл, он нас не ублаготворил. Мы хотим уничтожить его!
Колдун возразил: — Он еще почти ребенок, несмышленыш… Жалко будет, если умрет молодым…
Баба-Салех три дня проводил «игрище».
Колдун обнаружил, что в теле юноши сидели два злобных духа. Оба они разговаривали с колдуном по-арабски. И этого языка тоже, как и суахили, необразованный Мухаммад не знал. Зато арабский язык отлично знали ветры-духи, «оседлавшие» его.
Вторая процедура изгнания духов, проведенная на сей раз не Бабой-Ахмадом, а Баббй-Салехом, окончилась столь же успешно, как и первая. Юноша выздоровел: паралич как рукой сняло.
С этого дня Мухаммад чувствовал себя отлично.