"Рто необычное РёРјСЏ пришлось дать РґРёРєРѕРІРёРЅРЅРѕРјСѓ, РЅРѕ, Рє глубокому сожалению, анонимному чудовищу. Р?менно СЃ этим страшилищем произошла встреча Рё схватка РІРѕРёРЅРѕРІ Александра Македонского, свидетелем которой оказался Рё сам великий завоеватель Александр РІРѕ время своего знаменитого РїРѕС…РѕРґР° РІ Р?РЅРґРёСЋ.
Р? РІ самом деле, внешний облик чудовища был поразителен. Туловище его спереди напоминало гиппопотама, РЅРѕ РїСЂРё этом Сѓ него было РґРІРµ головы. РћРґРЅР° как Сѓ крокодила, другая была похожа РЅР° голову львицы. Действительно, РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ химерическое создание заслуживает названия «кроколеопотам».
Своими огромными зубами чудовище легко растерзало нескольких воинов Александра. Сложность схватки заключалась в том, что это немыслимое чудовище невозможно было пронзить копьями. Убить его удалось, в конце концов, только боевыми молотами.
Александр Македонский в письме к своему наставнику Аристотелю не смог скрыть своего изумления:
"РљРѕРіРґР° РјС‹ попытались перейти высохшее болото, изобиловавшее камышом, выскочило невиданное чудище СЃ зубчатой СЃРїРёРЅРѕР№, РіСЂСѓРґСЊСЋ гиппопотама Рё РґРІСѓРјСЏ головами. РћРґРЅР° РёР· РЅРёС… была РїРѕРґРѕР±РЅР° голове львицы, Р° другая РїРѕРґРѕР±РЅР° голове крокодила, Рё эта голова, вооруженная огромными зубами, сделав внезапный выпад, убила РґРІСѓС… РІРѕРёРЅРѕРІ. Ртого зверя РјС‹ едва сокрушили молотами, РёР±Рѕ РєРѕРїСЊСЏРјРё его проткнуть РЅРµ смогли. Долгое время РјС‹ удивлялись, насколько РѕРЅ необыкновенный".
Послание Александра Аристотелю Рѕ чудесах Р?РЅРґРёРё. XI
Р?стория.
Первое упоминание этого существа принадлежит, видимо, Плинию Старшему. Причём, по сути, Плиний дважды описал это животное: один раз под именем leucocrotta, другой раз — corocotta. Первое описание классическое:
"Левкрокота — животное, обладающее необычайной скоростью; размером она с дикого осла, с ногами оленя, шеей, хвостом и грудью как у льва, головой барсука, раздвоенным копытом, пасть достигает ушей, а вместо зубов одна сплошная кость; говорят, что это животное может подражать человеческому голосу".
Плиний "Естественная история".
Корокотта, в свою очередь, — это помесь гиены и эфиопской львицы. Само название corocotta, видимо, восходит к греческому слову (возможно, "пятнистый". Современное название пятнистой гиены — hyena crocuta). Таким образом, корокотта была помесью гиены и львицы, под которой, скорее всего, подразумевалась какая-то разновидность гиены.
Гиены РІ античности считались животными, способными менять РїРѕР» раз РІ РіРѕРґ. Также считалось, что гиены умеют подражать человеческому голосу, Р° Плиний добавляет также, что собаки, если попадут РІ тень РѕС‚ гиены, онемевают; что гиены питаются трупами, разрывая могилы; что гиен-самок поймать очень сложно, Рё что глаза Сѓ гиен бывают всевозможных оттенков, Рё те несчастные, РЅР° которых гиена пристально посмотрит три раза, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ сдвинуться СЃ места. Р?Р· такого замечательного набора свойств корокотта позаимствовала, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, только умение подражать человеческому голосу.
"Если скрестить этот вид животных (имеется ввиду гиена — прим.пер.) с эфиопской львицей, то она родит корокотту, которая подражает голосу человека и скота подобным образом. Она имеет по цельному костяному гребню в каждой челюсти, которые служат зубами, и не имеет дёсен, чтобы они не притуплялись от контакта друг с другом. Челюсти у неё закрываются наподобие ящика (лат. "Capsa" — "футляр", ящик (часто употребляется, как название ящика для рукописных свитков, фруктов. Видимо, имеется ввиду, что челюсти заходят друг за друга, закрываясь - прим.пер.)".
Плиний "Естественная история".
Практически то же описание левкроты приводит и Солин в III в н.э.:
"Левкокрота всех животных превосходит быстротой. Величиной она с дикого осла, круп — как у оленя; грудь и голени — как у льва, голова куницы, копыта раздвоенные, пасть развёрста до самых ушей, вместо зубов — сплошная кость. Таков её внешний вид, голосом же она подражает человеческой речи".
Солин "Собрание достопримечательностей".
Надо сказать, что левкрокота не принадлежит к числу часто встречаемых в литературе Средневековья животных. Левкрота не обладала исключительно страшной внешностью, которая бы обеспечила ей относительную популярность, ей так и не было придумано аллегорическое толкование, ввиду чего она не является устойчивым компонентом бестиариев, хотя и встречается там довольно часто. В бестиарии левкрота попала, скорее всего, из сочинения Солина. Как и со многими животными, с левкротой проделывали и "пластические операции", чаще всего вызванные либо плохим состоянием рукописей, либо плохим знанием латыни, как авторов произведений, так и переписчиков. Так, например, автор XII века Гонорий Августодонский приращивает левкроте "громадный раздвоенный рог" (текст сверен с оригиналом):
"Там есть зверь левкокрока, у которого туловище осла, задняя часть оленя, грудь и голени льва, ноги лошади, громадный раздвоенный рог, огромная пасть развёрстая вплоть до ушей. Вместо зубов у него сплошная кость, голос почти человеческий".
Цит. РїРѕ Ле Гофф Р–. "Средневековый Запад Рё Р?РЅРґРёР№СЃРєРёР№ океан: волшебный РіРѕСЂРёР·РѕРЅС‚ грёз"
Если у Плиния голова левкроты как у барсука, то в бестиариях становится стандартом лошадиная голова. В остальном тексты бестиариев про левкроту очень мало разнятся. В качестве примера приведём один из таких текстов:
"Левкрота рождается РІ Р?РЅРґРёРё, РѕРЅР° превосходит РІ скорости всех зверей. РћРЅР° размером СЃ осла, бёдра Сѓ неё оленьи, голени Рё РіСЂСѓРґСЊ львиные, голова лошади, раздвоенное копыто Рё пасть, открывающаяся РґРѕ ушей. Вместо Р·СѓР±РѕРІ имеет РѕРЅР° сплошную кость, РЅРѕ это только так кажется, голос её напоминает Р·РІСѓРє говорящего человека."
White, T.H. "The Book of Beasts being a translation from a Latin bestiary of the twelfth century".
Авторы XVI века, те, которых РїРѕ праву считают "отцами зоологии", уже отказывались верить РІ существование левкроты. Так Рдвард Топшелл считал, что левкрота — это РѕРґРЅРѕ Рё тоже, что мантикора, Р° последнюю РѕРЅ считал искажением дикобраза (РёР·-Р·Р° колючек РЅР° хвосте). Что именно подвигло так считать Топшелла, неизвестно. Более РїРѕР·РґРЅРёРµ авторы предполагали, что прототипом левкроты (вернее левкокроты Плиния) выступила индийская антилопа. Наиболее распространённое мнение, что прототипом выступил какой-то РІРёРґ гиены.
Местонахождение:
Всех СЃРІРѕРёС… прототипов левкроты Плиний поместил РІ Рфиопию. Левкрокота Солина уже находится РІ Р?РЅРґРёРё. Рто легко РѕР±СЉСЏСЃРЅРёРјРѕ, так как РІ античных Рё средневековых представлениях Р?РЅРґРёСЏ Рё Рфиопия мыслились находящимися СЂСЏРґРѕРј Рё, соответственно, часто путались. После Солина, левкрота — РёРЅРґРёР№СЃРєРѕРµ животное.
Р?конографическая традиция:
Происхождение иллюстраций бестиариев довольно туманно Рё РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ. Обычно считается, что первые бестиарии ориентировались РЅР° изображения РІ СЃРІРѕРёС… источниках — иллюстрированных Физиологах. РќРѕ иконография левкроты РЅРµ может быть возведена Рє Физиологу, так как там это существо отсутствует. Р?зображения левкроты РІ бестиариях XII-XIII РІРІ. находят между СЃРѕР±РѕР№ РјРЅРѕРіРѕ общего Рё являются довольно близкой иллюстрацией текста. Левкрота представляет СЃРѕР±РѕР№ животное, напоминающее лошадь, СЃ раздвоенными копытами, небольшими, торчащими кверху, ушами. Р’ ранних иллюстрациях кисточка хвоста Сѓ левкроты изображается наподобие трезубца. Обычно левкрота изображается СЃ РіСЂРёРІРѕР№: РІ иллюстрации Ленингадского бестиария это львиная РіСЂРёРІР°, РІ Абердинском Рё бестиарии Кембриджской университетской библиотеки — конская.
В средневековых бестиариях наряду с другими чудовищными племенами иногда описываются народы, не имеющие рта и потому питающиеся сугубо запахом. В разных версиях они могут иметь разные имена (например, в славянских бестиариях они известны как Астонiи или Астромове). В западных же версиях они могут быть известны как леуманы — безротые люди, питающиеся запахами жареной рыбы и ароматами цветов. Считается, что в символическом плане они обозначали праведных монахов.