Мой прадед, Василий Титович, отец бабушки, испытал на себе чары колдуна, да такие сильные, что часто вспоминал и пересказывал этот случай.
Та зима выдалась суровой. А тут еще сено для коня закончилось! Местные мужики посоветовали Василию Титовичу ехать на чужие поля, чтобы собрать паденки - так называли клоки сена, отпавшие от стога при перевозке его летом. Запряг он своего жеребца, выехал на чье-то поле, нагрузил телегу этими самыми паденками да и повернул было в сторону дома. Но конь стоит как вкопанный - ни тпру, ни ну!.. Часа два Василий Титович не мог заставить животину сдвинуться с места. Тогда уселся сам в телегу с мыслью: «Будь что будет!». И конь тихонько развернулся и пошел в противоположную от дома сторону. Через некоторое время подъехали к какому-то двору села Битки. Конь остановился. Из ворот вышел крепкий мужик со словами: «Что? Много наворовал на моем поле?». Василий Титович давай объяснять: думал, дескать, все равно то сено брошенное, а корму для коня нет, потому и подобрал. И пообещал, что на будущем покосе отработает за все паденки. Мужик поверил, тронул коня и сказал: «Ладно, езжай, жду тебя летом». Василий Титович, конечно, выполнил свое обещание…
А когда бабушка вышла замуж, про этого же колдуна другую историю ей рассказала свекровь. Свекор имел дурную привычку смеяться над верованиями мужиков в то, что колдун умеет «всадить в человека редьку». И вот однажды вечером как раз того дня, когда особо весело старик высмеивал страхи мужиков, он вдруг почувствовал слабость и боли пониже спины. Поначалу жене сказать постеснялся. Но ночью и вовсе нестерпимо стало! Глянул, а как раз пониже спины прямо на глазах растет здоровенная шишка. Мучаясь от боли, он все рассказал жене. Та поняла сразу, помчалась на подворье к этому колдуну, упала в ноги, стала просить за мужа. Колдун вздохнул: «Значит, поверил, что может редька вырасти? Ладно». Зашел в дом, вынес стакан воды и дал женщине, чтобы напоила мужа…И к утру все у того прошло, будто приснилось!.. Вот такие сильные люди жили в те времена.