История, которую я хочу вам поведать, по поверьям произошла где-то в центральной Украине в период фашистской оккупации. Что бы сейчас не говорили, эта страна многого натерпелась от нашествия немецко-фашистских войск. Нацисты грабили, жгли, убивали и брали в плен мирных жителей. Некогда цветущие города и села превращались в руины. Даже плодородная земля эшелонами перевозилась в Германию. А сколько людей было зверски убито и замучено при отличающихся нечеловеческой жестокостью карательных акциях бандеровцев и дивизии СС «Галичина»…
Километрах в ста-ста пятидесяти от захваченного Киева находилась одна небольшая глухая деревушка. Вроде бы ничего примечательного – обычные избы, извилистая, как лесной уж, речка, белокаменная церквушка на откосе… Вот благодаря той церквушке эта деревня и славилась на всю округу. Никто не знал, когда на самом деле ее возвели. Ходили слухи, что в строительстве деревенской церкви принимали участие княжеские зодчие и что она пережила монгольское иго. Сложно подтвердить или опровергнуть это. Однако неопровержим тот факт, что в самые тяжкие времена, которые только удавалось пережить России и Украине, древняя деревенская церковь всегда берегла свою округу. Первая мировая, гражданская война – наконец, Великая Отечественная… Несомненно, были и голод, и разруха. Но местные жители верили, что самое большое зло пройдет стороной и что родная церквушка (как ее называли, «Заступница»), защитит их от невзгод.
Немцы уже давно углубились на восток и стремились к Москве. В украинской деревушке все относительно успокоилось, даже несмотря на оставленных захватчиками прихвостней-полицаев. Но однажды окрестности оглушил шум множества моторов. В деревню вошел отряд печально известных войск СС под командованием штурмбанфюрера (возможно, гауптштурмфюрера СС). Запугав местных жителей, эсэсовцы остановились на отдых. Немцам очень понравились живописные окрестности, а их командира заинтересовала нетронутая церквушка. В советское время в ней уже не велось служб и не проводилось церковных обрядов, но все же все реликвии церкви оставались в целости и сохранности.
Местные жители рассказали штурмбанфюреру все, что им доводилось слышать об интересующей его церквушке. Офицер велел отворить церковные ворота и долгое время дотошно рассматривал все, что за ними находилось, от алтаря до искусно написанных икон и фресок.
Поначалу нацист относился с трепетом ко всему увиденному великолепию, но затем отчего-то его отношение ко всему резко переменилось. Церковь была буквально разграблена. Немецкие солдаты вынесли из нее все, что представляло хоть какую-то ценность. Затем их командир велел подорвать величественное белокаменное здание. То ли из отсутствия взрывчатки, то ли из-за других причин эта подлость была отложена на другой день. А ночью случилось невероятное.
Около полуночи вдалеке раздалась артиллерийская канонада. Стали слышны разрывы снарядов и беспрерывная стрельба. Внезапно деревенские улицы наполнились звуками невообразимого боя, будто к Киеву пробивалась целая дивизия Красной Армии. Нацисты испытали суеверный ужас. Второпях собравшись, бросив множество вещей, отряд СС спешно отступил из деревни.
Наутро местные жители с опасением вышли из своих домов. В деревне не было ночных освободителей. Не оказалось и нацистов. Не было никаких следов боя, ни убитых, не раненых. Выходило, что немецкие солдаты покинули селение безо всяких серьезных оснований.
После этого случая, вплоть до освобождения Украины, оккупанты старались не показываться в районе той деревни. Немецкие солдаты прозвали ее «проклятой», или «злой». Поговаривают, что причина бегства эсэсовцев в церкви-заступнице. Она смогла отстоять себя и защитить местное население.
В «перестройку» эта церковь вновь ожила. Ее ворота стали всегда открыты для верующих. Теперь любой желающий может отстоять службу и приобщиться к духовному таинству. Деревенские жители берегут церквушку как зеницу ока и с гордостью рассказывают о ней всем приезжим.