«Один раз в жизни побывал я на Чукотке и уже несколько лет вспоминаю те удивительные края. Если отдалиться от поселка километров на 50 в тундру – такое впечатление, что ты попал, может быть, на 200, а может, на 1200 лет назад.
Тундра без малейших признаков современной цивилизации. Люди там замечательные. Но до сих пор находятся «хищники», которые скупают за водку (фактически почти даром) у чукчей пушнину (главным образом это песцы и нерпы). А водка чукчам – смерть.
Вот с этим печальным обстоятельством и связан мой рассказ.
В стойбище, куда я попал, царил переполох. С одним из охотников приключилась, как я понимаю, белая горячка. Продал несколько шкур каким-то вертолетчикам… Этот человек лежал в чуме связанный, кричал и бился в судорогах. Зрелище страшное.
Уж не знаю как, но из другого стойбища приглашен был шаман. Он приехал при мне. Нормальный человек, ничем, на мой взгляд, от других чукчей не отличающийся. Его встретили подчеркнуто почтительно, а на «комлание» (т.е. на сам процесс колдовства) собрались все в большой чум. Позвали и меня.
Шаман бил в бубен и пел (или, скорее, говорил нараспев что-то). Впечатление чего-то сверхъестественного это никак не производило. Но больной (его тоже перенесли в этот большой чум) успокаивался на глазах и к концу «комлания» уже просто спал.
Потом мы пили чай, и я спросил шамана, вылечил ли он этого человека. Шаман ответил, что от пьянства вылечить трудно, а он в данном случае просто «отогнал зверей» (говорил он на ломаном русском, передать это очень трудно).
Я спросил, что это за звери. Ответ меня поразил. Есть такие звери, говорил мне шаман, которые приходят к тем, кто от водки заболел. Просто так их увидеть нельзя. Их видят только больные и шаманы. Звери эти пугают и мучают больных. Вот их-то он и отогнал.
Что это за звери? Шаман сначала не хотел, но потом все-таки описал их: длинная живая веревка, которая ползет без ног, маленький зверь с длинным тонким хвостом и очень острыми зубами, ужасно злой, и человек с хвостом, как у волка, и рожками, как у молодого теленка–оленя, человек маленького роста.
В этих описаниях нетрудно было узнать змею и крысу. Ни та ни другая на Чукотке не живут. Ну и черта, конечно… Чукча в белой горячке видит те же «глюки», что и европеец. С той лишь разницей, что в реальной жизни он их не мог никогда видеть. (Кстати, черт тоже отсутствует в чукотской мифологии.)
Однако же они к нему приходят. Откуда? Этого шаман объяснить не мог. Как мне показалось, он и в городе-то никогда не был…»