Люди к приметам по-разному относятся. Одни, как к знакам свыше, другие – как к суевериям, пережиткам ненужным. И можно до хрипоты теперь спорить работают приметы, не работают – сами решайте, дело ваше. Все теперь просвещенные: ни во что не верят, все отвергают. И мудрость прежних поколений забывается. А ведь приметы – целый пласт фольклора, многовековые наблюдения предков. Они люди, хоть и не шибко грамотные были, но ведь не глупее нас.
Короче говоря, насобирала я в свое время разных историй, несколькими с вами поделюсь. Только не подумайте, никого переубедить не пытаюсь.
Слышала, плохо, если у покойника руки плохо застынут, «заберет» в скором времени с собой кого-то из родственников…
Точно, работает примета!
Бабулю мою в последний путь снаряжать соседка помогала – одна из ее подружек. Дама пожилая, до тонкостей знающая все старорусские «похоронные» обряды, бойкая такая, шустрая. Причесывает покойницу, разговаривает с ней, да весело так, задорно, с матерками – эх, и мастерица была. Такие порой художественные композиции из матюгов складывала – окружающие диву давались. Вот и сейчас (в переводе на обычную лексику): «Ты чего ж, е-мое, разлеглась? А? Драгоценная моя? Померла что ль?.. Ну, такая прическа получилась, к старику своему прибудешь красавицей – не узнает! А чего руки-то не задубели, или зацепить кого с собой собралась? Даже не думай, мне еще жить да жить! И своих не трогай!». От этих слов прямо мороз продирал, хоть и июль-месяц на дворе! А ведь соседка, как в воду глядела – сорока дней не прошло, еще двоих родственников на кладбище отнесли.
С прабабкой моей похожая история вышла. Умерла она под самый Новый год – тридцатого декабря. Представляете, у людей праздник, все вокруг гуляют, песни поют, а мои у гроба сидят, пригорюнились. Еще говорят, как встретишь год, так и проведешь. Если верить, то «веселое» времечко наступало!
У родных на душе кошки скребут, без того горько, а рядом старушенция, что псалтырь по усопшей читала, масла в огонь подливает, причитывает: «Ручки-то у усопшей, как живые. Ой, нехорошо!».
Тоже сбылось. Собрался народ на поминки-сороковины, а у наших – новый покойник. Прабабкина сестра умерла. И ведь, что удивительно, именно на сороковой день.
А уж до чего свадебные приметы любопытные! Тут суевериям – раздолье! Да вот хотя бы случай. Знакомые одни поженились совсем молодыми – невесте едва семнадцать минуло. Жених ждать не хотел, все торопил со свадьбой, как чувствовал.
Свадьба, загс, торжественная тетка просит символами верности обменяться, а у жениха пальцы распухли – гуляли накануне – кольцо не налезает. И так, и сяк его вертят, а оно, ну, ни в какую! Народ веселится, хохочет, регистратор терпение теряет. Пунцовая вся – еле смех сдерживает. И время уже вышло – другая пара на пятки наступает. Невеста, бедная, взмокла, пытается палец суженого в колечко втиснуть. Раз – и выронила, покатился золотой ободок по полу. Тишина в зале повисла, примета-то хуже некуда – не быть супругам вместе. Девчонка чуть не в слезы, да и у присутствующих радужное настроение сразу померкло. Потом вроде забыли, а осадок остался.
Но это полбеды, на венчании у них совсем нехорошо получилось. Свеча у молодого супруга никак не загоралась – займется было, зашипит и погаснет. Словно задувают ее. И ветра вроде нет, чего не горит? Долго с настырным фитильком воевали. Намучились, но зажгли-таки. После обряда смотрим: у невесты свеча целехонька, а у жениха – лишь огарок. По приметам жить ему, значит, недолго, вперед жены умереть…
Так и получилось – умер парень несколько лет назад, скоропостижно. Пережила его супруга…
Не знаю, может, и совпадение.
Только, думаю, никогда суеверия не исчезнут окончательно, они у нас в крови, в подсознании, на генетическом уровне, наконец. Никакому прогрессу не вытравить то, что закладывалось веками!