Почему так мучительно часто всплывает в памяти картинка из далекого, счастливого и безвозвратно потерянного прошлого: теплый августовский вечер, потрескивание полешек в костре и мы трое – юные, беспечные – еще вместе? Он, зная о моем страстном увлечении всякими гаданиями, протягивает перепачканную золой ладонь и произносит: «Ну-ка, предскажи что-нибудь хорошее!». А сам едва сдерживает ироническую улыбку – ведь ни капли не верит в предсказания. И это для меня не секрет, но я в сотый раз пытаюсь в хитросплетениях линий отыскать тайный смысл: «Жить тебе долго, вон какая линия длинная!». А Аленка, его сестра и моя лучшая подруга, язвительно цитирует классическое: «Ага, линия простиралась так далеко, что если ей верить, вдова должна была бы дожить до Страшного суда!» . И прыскает со смеху, да так заразительно, что я не выдерживаю – присоединяюсь. Глядя на нас, и он смеется. Но отчего же в этом взрыве безудержного веселья внутри вдруг больно екнуло и жалобно заскулило? «Вот, - говорю, - насмешили, черти, аж сердце закололо!»…
А потом были годы, заботы и разделившие нас города. Постоянная суета и непостижимое, каждодневное забытье, до того самого телефонного звонка на исходе лета. Звонила Аленка. После обмена приветствиями она каким-то будничным, до жути спокойным голосом сказала: «Знаешь, а у нас Виталик на машине разбился!». То ли смысл сказанного до меня тогда сразу не дошел, то ли просто иного представить себе не могла – слишком внимательным и осторожным водителем был ее братишка. Восклицаю: «Ба, да ты что! Травмы есть? Серьезно побился?». А в трубке тягостное молчание – секунду, две.
- Ален, ты чего молчишь? В больнице Виталик? В какой?
И готова была в ту же секунду сорваться, поспешить на подмогу, только в трубке продолжала висеть тишина.
- Алена, ну, не молчи! Он живой?
И сквозь рыдания на том конце бездушного провода услышала страшное: «Нет!»…
Нет больше друга, милого и ироничного Витальки, который таскался с нами на все студенческие дискотеки, гонял чересчур навязчивых поклонников, переписывал для нас лекции, и так до бесконечности…
Самое странное, что трагическое для него ДТП было третьим за последние полгода. Парнишку вообще почему-то «не любила» техника: компьютеры сами собой выключались, любимый новенький мотоцикл постоянно барахлил. Но навязчивая идея – иметь автомобиль, конкретной модели, конкретного цвета, не покидала. Долгожданное приобретение через две недели превратилось в кучу бесполезного металла – страшная авария. Машина, как говорится, в хлам, на хозяине – почти ни царапинки. «Счастливчик!» - все твердили. А мама его тогда клялась и божилась, что ее сын за руль больше не сядет – хватит ей уже бессонных ночей и седых волос - Виталик только-только вернулся из «горячей» точки. Но ведь с заветной мечтой так просто не расстаются, а деньги у парня были, и вот вам, пожалуйста, во дворе красуется новая «игрушка». Того же цвета и модели. Он тогда всех авторитетно заверил: «Подобного не случится, снаряд-то два раза в одно место не попадает!». Ну, ему виднее: четыре года службы под пулями должны были научить осторожности. Только его новой забавы ровно на два месяца хватило – встретился на трассе с пьяным водилой. Вот тут-то он и призадумался, с сестрой еще поделился: «Стоит ли судьбу еще испытывать? Может, предупреждают так?». Сказано – сделано: продал битую любимицу соседу. Вздохнул облегченно и на работу ездил исключительно на автобусе. До того момента, пока у остановки однажды не притормозила до боли знакомая иномарка, заново выкрашенная, сверкающая. Внутри оглушительно орала музыка и визжали, похоже, не совсем трезвые девицы. Сосед (тот самый!) в окошко высунулся, мол, садись, братан, подвезу. Наблюдать свою так и нереализованную грезу в чужих руках было больно, может, поэтому всколыхнулось на минуту сомнение, но к родителям должна была приехать Аленка с племянником, да и трястись в пригородном транспорте было неохота, решился. К тому же девчонки оказались знакомые, из их же села…
Домой в тот вечер автомобиль не добрался – вылетел на повороте с трассы. Четыре жизни окончились мгновенно. Смерть пощадила только одного пассажира. Не Виталика…
После похорон выяснилось – незадолго до смерти парень тайком оформил страхование жизни и здоровья. Неужто чувствовал, догадывался?!
Аленка же накануне гибели брата видела странный сон, будто находится он в каком-то доме, и хочет выйти, но не может – у дома ни окон, ни дверей…
Вспоминая эту историю, думаю только об одном – ну, не может же просто быть таких совпадений! Значит, все предопределено, и ничего не изменить? Ведь надеялся же человек уйти от недоброй судьбы, а она, злодейка, все равно подстерегла, настигла! Но, наверное, имелся и другой сценарий, ведь линия жизни была длинная!
Р.S. В тексте содержится неточная цитата И. Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев», прим. автора.
Имена героев изменены.