Не так давно совершенно обычная сибирская деревня стала объектом пристального внимания людей различных религиозных убеждений, ученых, археологов, историков, журналистов. Название этой деревушки - Окунево. Сейчас оно на слуху у многих. Сюда едут сотни людей со всех уголков земного шара. Что же так привлекает их в этом месте?
«История Окунево»
А в истории деревни нет ничего особенного, она вполне обычна для сотен таких же сибирских деревушек, основанных поселенцами из Центральной России. Приехала в 1770 году переселенческая семья Окуневых, основала поселение. Вскоре объединились несколько семей в одну большую деревню, а название осталось за фамилией основателя. Потом, в начале двадцатого века, деревню закружила революция, за ней - гражданская война. После стали появляться колхозы «Долой капитал», затем «Знамя коммунара», потом, уже ближе к развалу СССР, различные фермерства, которые не смогли выжить в годы дикого Российского капитализма. И вот, к началу девяностых годов прошлого века в тайге стояла разрушенная деревня, каких по России к тому времени было несметное количество, и про которую, до 1992 года, даже и не знал никто, кроме жителей района. Но вскоре - все изменилось.
«Начало легенды»
А началось все с приезда некой Расмы в город Омск, который является центром области, в которой и находится деревня. Расма утверждала, что она приехала по поручению своего духовного учителя Унираджи. Именно он сказал ей, что где-то рядом с городом есть место, которое станет новым «Ноевым ковчегом» для всего человечества, ибо грядет конец света. Почему же она и ее духовный учитель выбрали именно Омск? Опять-таки, со слов Расмы, в названии города присутствует священный звук «Ом». Дальше – больше. В области Расма нашла реку Тара, название с санскрита которой переводится как «Спасительница». На этой реке, собственно, и находится Окунево. Но почему она из десятка деревень вдоль реки выбрала именно эту, ничем особо не выделявшуюся деревушку? Как раз, в это же время, когда вдоль Тары Расма искала «Центр Земли», недалеко от Окунево вели раскопки омские археологи. Раскапывали культовое место жителей, обитавших тут задолго до русских первопроходцев. У Расмы не возникло больше ни секунды сомнений, что это знак свыше, и именно здесь находится «Пуп Земли», именно такое название она дала месту, которое лично определила в трех километрах от деревни. После своих поисков она купила в деревне дом, основала небольшую общину (Ашрам) с несколькими своими последователями, которых она нашла в Омске, назвала ее «Омкар Шива Дхам». И, по сути, все могло бы на этом закончиться, мало ли в России разных религиозных общин? Но на самом деле это было только начало легенды.
«Храм Ханумана, легенда пяти озер и туристский бизнес»
Уже непонятно, откуда и как, появилась легенда о некоем храме, который стоял на берегах Тары более 10000 лет назад, как говорится в этой легенде «Во времена, когда Тара была такой же полноводной, как и священный Ганг теперь». В этом храме находился магический кристалл, который являлся средоточием всех знаний, которые когда-либо были у человечества. Но пришли враги (кто именно, легенда не уточняет), и жрецы храма вместе с кристаллом знаний и, собственно, самим храмом, ушли под землю. Храм был посвящен царю обезьян Хануману, тому самому, который в индийском эпосе Рамаяна, сражался на стороне Рамы с демонами – ракшасами. С тех самых пор, кристалл периодически выходит на «астральную» связь с экстрасенсами, говоря, что нужно предпринимать дальше, дабы спасти человечество.
Не менее интересная легенда появилась о целебных озерах. Всем с детства известна сказка «Конек-горбунок». Не секрет, что Петр Павлович Ершов, автор сказки, вырос в этих краях. И, как опять кто-то выяснил, он просто пересказал легенду об озерах, ходившую в этой местности. На самом деле, таких озер было пять, а не три. Просто автор упомянул об известных: Шайтан-озеро, озеро Данилово и озеро Линево. Двух других месторасположение Ершов просто не знал. Но обо всем по порядку. Какому-то экстрасенсу, опять-таки, мудрый кристалл, сказал, что есть пять целебных озер, которые образовались в результате падения метеорита, который упал в форме буквы «Г». Причем это был не просто метеорит, а пять частей того самого кристалла. Его собрали, и поместили в храм. Три из озер - прекрасно известны, четвертое, все тоже знают, но не подозревают о его целебных свойствах, а вот пятое – скрыто от людей, и откроется оно только чистым душой. Если окунуться во все пять озер, то будет вечная жизнь. Но так ли в действительности священны озера, как «утверждает кристалл»? Шайтан-озеро действительно было и есть священный объект для местных татар, которые жили тут задолго до русских. Не так давно, к озеру можно было попасть только с проводником, да и то не каждому смертному. Дорога туда хранилась в строжайшем секрете. Ныне же, за определенную плату, стало возможным доехать до озера на внедорожнике, после чего, переплыв Тару на лодке, проводник доведет до этой, некогда тайной святыни. Два других озера были, еще до пришествия Расмы в Окунево, курортами местного значения. И, в общем, они действительно находятся на одной линии. Так что, в принципе, не составило труда объявить их священными. Проблема только в том, что геологи уже давно доказали, что это озера не метеоритного происхождения. Но всем хочется верить в красивую легенду. С двумя другими озерами дело обстоит еще интересней. Четвертое озеро людям видно, но от этого суть не меняется. Пятое-то скрыто от посторонних глаз, поэтому, что это за «четвертое озеро», не так уж и важно. Туристические фирмы, опираясь на эту легенду, помимо отдыха и лечения на озерах Данилово и Линево, стали предлагать поистине странные туры. Такой, к примеру, как поиск «Потаенного» озера в составе группы с проводником, причем для всех групп маршрут один и тот же. Но из-за этого несоответствия цели и методов их осуществления, поток желающих не уменьшается, а, как бы это странно не звучало, наоборот, увеличивается.
«Война религий»
А пока турфирмы осваивали новые маршруты, Ашрам в 1994 году зарегистрировали как религиозную общину. Он стал российским центром международной организации последователей Бабаджи «Хайдакхан Самадж». Цель ее – распространение Учения Шри Бабаджи. В народе всех последователей тут же начали называть «бабаджисты». Слухи о храме, озерах и общине разошлись далеко за пределы России и стран СНГ. В Окунево стали приезжать паломники из Европы. И вот тут-то Русская Православная Церковь и обеспокоилась. Начались нешуточные баталии. Там где бабаджисты объявили «Пуп Земли», и сделали жертвенник, священники РПЦ поставили часовню. Но православные не ограничились только этим, и начали периодически ломать капище бабаджистов. Так примерно два года и продолжалось. РПЦ сломает капище, бабаджисты – восстановят. Пока продолжался спор, в Окунево стали приходить люди других религий. Сначала появились староверы инглинги, во главе с А.Хиневичем, сказавшие, что именно тут, в Окунево, и находится Беловодье. Между делом переименовав Омск в Асгард. И тоже поставили свой символ к уже имеющимся там капищу и часовне. Потом буддисты, для символа которых уже на «Пупе Земли» места оставалось мало, и они ограничились только маленькой статуэткой Будды в кустах. Потом пришли кришнаиты. За ними пришли какие-то совсем уже экзотические общины вроде Солнцепоклонников. На деревню двинулись бесчисленные полки экстрасенсов, магов, гадалок, колдунов, целителей, и просто людей со странностями. К примеру, живет в деревне человек, все зовут его Ялта. Просто настоящего ни имени, ни фамилии его не знает никто. А Ялтой его зовут просто из-за того, что жил он раньше в этом курортном городе. Однажды с этим человеком заговорило… Солнце. Солнце ему сказало: «Продай квартиру здесь, в Ялте, и езжай жить в Окунево». Естественно, Солнцу сложно отказать, Ялта и поехал. Через некоторое время Солнце, уже в Окунево, сказало продать дом там, и ехать жить в Индию. Так Ялта и поступил. Уже через пару лет в Индии, Ялте сказали опять вернуться обратно в Окунево. И на этот раз, он не ослушался. Теперь Ялта живет в деревне снова, и работает шофером у одной из турфирм. Куда Солнце скажет ехать в следующий раз, никому не известно. РПЦ поняв, что воевать тут уже бесполезно, просто объявила, что это центр любви и согласия. Так мирно закончилась религиозная вражда.
«Новые легенды»
А тем временем, пока в геометрической прогрессии прибывали люди, за ними шли и предприниматели. Цены, даже на самый захудалый домик, взлетели до таких высот, что уже за эти же деньги можно было купить однокомнатную квартиру в областном центре. Появилась гостиница, где в номерах, из убранства, кроме стола стула и кровати ничего не было. Цены, естественно, как средний двухместный номер в лучшей гостинице Омска. Стали открываться лавки умельцев, которые писали картины, лепили из глины, шили, ковали. И вот как раз в это же время, в начале двухтысячных, стали появляться новые легенды. Как опять кто-то выяснил, уже с незапамятных времен люди из Окунево и окрестных деревень наблюдали тут странные явления. Это и оборотни, и русалки, и какие-то безголовые трехметровые создания. Кто-то нашел и документы и очевидцев, что в тридцатые годы в этих местах проходила секретная экспедиция НКВД. Естественно ни документов, ни очевидцев на всеобщее обозрение представлено не было. В странную зону, уже кроме Окунево, попали еще несколько окрестных деревень. Бергамак, Инцисс, Поречье. Естественно, к адептам религий потянулись любители аномальных явлений. Различные авторы писали десятки книг о «Центре мира», в любом уважающем себя эзотерическом магазине обязательно должна была быть отдельная полка, посвященная Окунево. Деревня обрастала слухами, мифами и легендами, как снежный ком, спущенный с горы. Последняя гласит, что Ватикан объявил окрестности деревни одним из святых мест нашей планеты.
Вот такая вот есть сибирская деревня... Что же там в реальности, об этом я узнал в одной из экспедиций.