Помню, когда мне было лет 10–12, мама одно время брала меня с собой на работу. Тогда она работала в полеводческой бригаде, где были одни женщины. Затаривали зерно в мешки с элеватора, что-то сажали, пропалывали. Во время прополки, когда все находились рядышком, можно было поговорить о том, о сём. Мне нравилось слушать истории о таинственном, необъяснимом, жутковатом. Одна из тем – о покойниках и обо всём, что с ними связано. Я слушала эти истории, но воспринимала как небылицы.
Прошло много лет, у меня родились дети. Но с мужем жили очень плохо, он пил, дебоширил. Часто приходила в голову мысль: «Вот был бы у меня брат или отец живой, наподдали бы ему хорошенько». Сожалела, что некому за меня заступиться. В общем, вспоминая сейчас семейную жизнь, понимаю, что так жить нельзя – в каком-то отупении и оцепенении.
И вот однажды приснился сон. Хотя сном в обычном понимании это не назовёшь. В ту ночь я была одна. Дверной проём в спальне был закрыт шторами, отделяющими её от большой комнаты. Почему-то промелькнула мысль, что сейчас в спальню должен войти отец, к тому времени уже умерший. С нами он не жил, при жизни я его не видела лет семь и на похоронах не была (это отдельная история). Поэтому плохо представляла себе, каким увижу сейчас. Но страх был нешуточный. А в голове опять мелькнула мысль: «А как же он придёт? Он же умер и лежит в гробу». Но каждой клеточкой чувствовала, что он там, за шторами. Лихорадочно думала: «Что же я ему скажу?» Самый страшный момент – ожидание. Каким он сейчас появится?
И вы представляете? Слышу удар топора – мне почему-то представляется, что именно топора. Со стуком рассыпались доски гроба, стали приближаться шаги. Я села в кровати, забилась в угол, прикрывшись одеялом. Шторы раздвинулись – и появился отец. По своим годам, в коричневом костюме (раньше я его никогда не видела в костюме), слегка оброс щетиной. Говорят, что она продолжает расти какое-то время и после смерти человека. Я стала его успокаивать: мол, папа, не расстраивайся, мы все там будем. Он ничего не говорил, а только веником, которым подметают пол, махал в мою сторону, как будто выгонял. И ещё мне запомнился необычный запах, в жизни не знала такого, ни раньше, ни позже. В ту ночь он ассоциировался с запахом мумий, каких-то бинтов – словами не передать.
Как это видение исчезло, я не помню. Но помню, что первым делом прошла к зеркалу. Другие щиплют себя, чтобы проверить – явь или сон, а мне почему-то надо было увидеть себя в зеркале. Взглянула. Стою я, но лицо и грудь в крупных красных пятнах. У меня так случалось однажды после сильного стресса.
Я была ошарашена произошедшим. Позже рассказала об этом матери. Она истолковала сон-явь так: отец гонит меня из этого посёлка, хочет, чтобы я что-то меняла в своей жизни. Может, действительно это был знак «оттуда».
Вот ещё странный случай. Слышу стук в дверь. Кричу: «Открыто!» Никто не входит. Повторяю, что открыто, но за дверью никакого движения. Вышла сама – никого.
Спустя какое-то время стук повторился. Снова вышла – и снова никого. Но стук был отчётливый, я не ослышалась.
Когда я услышала стук уже в окно, то разозлилась. Спустилась с крыльца, заглянула за дом. Результат тот же. Решила, что кто-то балуется, и не выходила больше. Да и стук прекратился.
В скором времени умерла мама. Позже мне в руки попала книжка о приметах. Беспричинный стук, писалось в ней, – к смерти близкого человека. И я вспомнила вышеописанный случай. Знающие люди объяснили, что это смерть предупредила о том, что кто-то из родных покинет мир, и выходить не надо было. Но кто же знал? С тех пор выхожу, только когда уверена – ко мне пришли люди.
А ещё один сон твёрдо убедил меня в том, что «нечто такое» существует.
Мама умерла. Я очень переживала, во многом себя винила, жалела, что при жизни не поговорила с ней на интересующие меня сейчас темы. Теперь этого уже не сделать. Поэтому, когда она мне приснилась, хорошо выглядевшая, в красивой шали, я поторопилась спросить, как она там, не скучно ли ей? Она ответила: «Нет. Здесь Люба».
Проснувшись, подумала: «Какая Люба?» Наверное, она хотела сказать «Люда» – рядом с маминой могилой находится могила Людмилы Павловны. Кладбище сельское, поэтому всех умерших знаешь.
Особого значения сну я не придала. А оказывается, спустя три недели после смерти мамы умерла моя двоюродная сестра, с которой мы были очень близки по жизни, и звали её Люба. На тот момент ей исполнилось 45. Но я об этом ни сном, ни духом не знала. Мне не сообщили – видимо, пожалели. И только из телефонного разговора до меня случайно дошла весть. Тогда я поняла: «Вот о какой Любе мне сказала мама во сне».
Меня это поразило – новость пришла «оттуда». Ну, как это можно объяснить?
Про себя точно знаю, что не сумасшедшая, имею высшее образование, всё окружающее воспринимаю адекватно. И если кто-нибудь другой рассказал бы мне эту историю, вряд ли поверила бы.
А это происшествие вообще не знаю, как объяснить. У меня три сына и дочь. Все взрослые. Старший и младший сыновья, если приходили с гулянки поздно, да ещё и подвыпившие, тихонько проходили в свою комнату. Средний же, каким бы ни был, спать не ложился, пока не поест. В поисках еды начинал греметь посудой, не думая, что может кого-то разбудить.
К тому времени два сына дома уже не жили, а средний ушёл что-то праздновать. Возвращался он обычно поздно, и я закрыла дверь на крючок. Думала: постучит – открою.
И вот сквозь сон слышу – возвращается. Вернее, проснулась от шума, доносившегося из кухни. Сначала очень тяжёлые шаги «измеряли» кухню взад-вперёд. Ничего не стала говорить, решила: «Походит и уляжется». Но слышу, сын стал с силой и грохотом открывать дверь холодильника, потом – верхних и нижних шкафов. Меня это уже возмутило. Какая наглость! Летом ведь много работы по хозяйству, нужно рано вставать. А он нагулялся власть, теперь днём будет дрыхнуть, а мне отдохнуть не даёт.
Я из своей комнаты здорово его поругала: такой-сякой, что ты там ищешь? Ну, сейчас оденусь, ты у меня получишь! Села в кровати, ноги опустила, но выходить из комнаты почему-то не хотелось. В ответ – ни слова, но шум продолжался. Терпение кончилось, и я как фурия вылетела на кухню.
Никого нет. Шкафы закрыты. Когда успел? Ну слава богу, улёгся. И дверь в свою комнату закрыл.
Утром постучали во входную дверь.
– Кто? – спрашиваю.
– Саша.
Пауза.
– Ну Саша, сын твой (и фамилию назвал).
Открываю дверь. На пороге сын. Немая сцена. Я в изумлении:
– Это ты?
– Я, кто ещё?
Поворачиваю голову в сторону его комнаты и медленно спрашиваю:
– А там кто?
– Не знаю.
Заглядываю – пустая кровать. Так можно и с ума сойти ненароком. Рассказываю по телефону о ночном происшествии старшему сыну, а он:
– Ой, мама, дом старый, наверное, крысы бегали.
Ну уж нет, крысы открывать и закрывать шкафы не умеют!
Всё это было на самом деле, я ведь не спала, находилась в соседней комнате за тонкой перегородкой и ждала, когда всё стихнет. Похоже на проделки домового, если судить по многочисленным рассказам о них. Раньше к рассказам людей, видевших НЛО, снежного человека и ещё какие-то «чудеса», я относилась так себе. Действительно, в это трудно поверить.
Р?Р· РїРёСЃСЊРјР° Марины Александровны,
г. Котлас, Архангельская область