Танюшкин огонек

Категория: Истории из жизни, Дата: 25-01-2013, 00:00, Просмотры: 0

Мы уже настолько привыкли к благам цивилизации, что, лишившись их, просто выпадаем из колеи. Я вчера только купила продукты, забила ими холодильник, а тут электричество отключили. Дождалась вечера, а света все нет как нет. Чтобы продукты не испортились, я решила их в погреб снести. Сложила все в ведра и, освещая себе дорогу каганцом (свечи, как на грех, кончились), спустилась в погреб. Электричество появилось только на следующий день. Я, довольная, хозяйничаю на подворье, и тут ко мне сосед подошел, Дима, и спрашивает:

- Это ты вчера в темноте с огоньком по двору гуляла?

- Ну я, Дим, а что?

- А не делай так больше, мне еще сына растить, а меня вчера чуть кондрашка не хватила. Тебя ж в темноте не видно, только каганец твой, как Танюшкин огонек.

- Чей огонек? – спрашиваю.

- Танюшкин огонек. Дед мой в детстве от своего отца легенду-быль слышал и мне ее рассказал. Да таким хорошим рассказчиком был, что я все словно вживую видел.

Говорил дедушка, что в Сибири, в окружении болот и топей затерялся крохотный хуторок. Всего несколько деревянных домиков там было. Люди таежные жили там бедно и обособленно. В первую мировую оттуда ушли все здоровые мужики, и остались только старики да вдовы. Особо горе мыкала молодая вдова Ксения с двумя детьми. Со своего богатства у вдовы были лишь две козы, куры да аккуратный домик. Ее дочке Танечке было четыре годика, а сыну Ване – два.

Жила Ксения, собирая грибы, травы и ягоды. Плела корзины из лозы и раз в неделю просилась с соседями в город. Дети малые оставались на попечении соседки, ведь до ближайшего городка путь был не близкий – за день не управишься. Зато Ксения знала все тропинки в болотах и ходила безбоязненно там, куда боялись ходить ее соседи. Поэтому грибы и ягоды собирала самые лучшие. Дети подрастали, она и им показывала тайные тропки, только ей ведомые.

Вскоре жизнь семьи изменилась. Забрел на хуторок охотник Василий, да и остался у молодой вдовы. Жить вроде стало полегче, но оказалось, что нрав у Василия очень крутой, и стал он жену и детей гнобить. Все куском попрекал детей, а потом еще и лупить их начал, не стесняясь матери.

Танечке исполнилось семь лет, а Ванечке пять, когда в семью пришло горе. Ксения сильно простудилась и слегла. Лекарств не было никаких, да и муж не особо стремился вылечить жену, вот потому-то дети и осиротели. Мужик, став полноценным хозяином в доме, вообще стал зверствовать. Дети постоянно ходили голодные и битые. Особенно ненавидел отчим Ивана. Изгонял из хаты. И часто дети ночевали или у соседей или убегали по материнским тропкам в болота и там отсиживались.

Однажды Ваня, удрав из дому от побоев, забрался вглубь топи, куда вела только одна тропка – брод. Днем еще можно было разглядеть да шестом прощупать, а ведь уже стемнело.На дворе уже ночи холодные, ночевать нельзя, вот и решила Таня спасти брата. Дождалась, пока Василий захрапит пьяный, налила масла в миску и сделала каганец. Девочка решила огоньком показывать брату дорогу в болоте. Подняла она свой огонек повыше и пошла к болоту, окликая брата по имени. Вскоре отыскала она Васю, да ошиблась в кромешной тьме и посветила мимо тропки. Мальчик сразу же увяз в болотной жиже, а сестра его бросилась спасать.

Почему не позвала взрослых, никто так и не понял. Может, времени у нее не было, может, побоялась криками отчима разбудить.

Поглотила топь ненасытная чистые детские души, да только один огонек путеводный на болотах стал летать. На болотах часто вспыхивает болотный газ, но светит он голубым или зеленым светом. А свет от Танюшкиного каганца всегда был желтым, как звездочка. Летал он не при земле, как обычный блуждающий огонек, а на уровне груди взрослого человека, так, будто девочка несла его на вытянутой руке.

Иногда люди видели силуэт девочки в лунном свете. К тому же люди стали замечать странное эхо на болотах. Если крикнешь "Тань!", эхо ответит "Вань!" Если крикнешь "Вань!" – откликнется "Тань!" Будто брат с сестрой перекликаются.

Что касается отчима-изверга, то он не долго радовался. Нашли его люди в его же доме растерзанного. Разметал его какой-то зверь.

Вот что рассказал мне дед. После его рассказа я долго еще побаивался свечек и каганцов. А потом и подзабыл историю-то немного. А вчера вышел во двор – гляжу, а у тебя во дворе огонек плавает. Сразу и не сообразил, что это ты, а про Танюшкин огонек вспомнил.

Рассказ соседа мне напомнил почему-то историю об Агафье Лыковой, которая жила с семьей, потерявшись в лесах и времени. Кто знает, остались ли в глуши лесной такие дикие хуторки, где люди живут наедине с небесами?..