Валерий Цимбал не монах и не священник. Он обычный мирянин, живёт в посёлке Отрадное. Однако к нему за помощью нередко обращаются люди, которые считают, что их родственники одержимы бесами. Сеансы изгнания бесов Валерий проводит у себя дома, в молельной комнате, уставленной иконами и святынями. На одном из них побывали корреспонденты «Ё!». Мы не берёмся утверждать, что Валерий действительно общался с бесом по имени Тимофей, который поселился в теле женщины и ни в какую не желал оттуда выбираться. Но то, что мы увидели, было весьма впечатляющим зрелищем...
Как выяснилось, благословения церкви на изгнание бесов у Валерия Цимбала нет. Однако, по его словам, имеется благословение на помощь больным.
— Я не хочу, чтобы меня воспринимали как целителя или как святого, от которого все бесы разбегаются, — сразу сказал нам Валерий. — Я обычный православный, который просто молится о здравии больных людей. К Богу я пришёл лет 15 назад. Был трактористом, а потом начал задумываться о добре и зле, о грехе, о том, почему люди болеют... Молитвы, которые я читаю в течение нескольких часов, мне дали в монастыре, где испокон веков отчитывали бесноватых. С больными эти молитвы творят чудеса: например, молюсь об исцелении пьющей женщины, а мужской голос из неё кричит: «Зря стараешься, не уйду! Я бес пьянства!». Постепенно я понял, что многие болезни не что иное, как происки бесов. И пьянство, и наркомания, и сквернословие. Я над одним мужчиной читал молитвы, так он не выдержал и в окно выпрыгнул, даже стекло мне разбил. Некоторые во время молитвы так рвутся, что родственники их силой держат. Редко когда удаётся изгнать беса за один день. Обычно приходится читать молитвы несколько дней. Вот и сегодня ко мне во второй раз привезли из Воронежа 37-летнюю Ирину.
По словам Валерия, в первый раз во время чтения молитв бес, сидящий в женщине, представился Тимофеем, заявил, что ему противен запах ладана, хрюкал, гавкал и визжал.
— Когда я вчера поил болящую крещенской водой, он выл звериным голосом и просил о пощаде, но всё же не вышел, — говорит Цимбал. — Сегодня буду читать те же молитвы, пока бес не сдастся. Из-за него у несчастной Ирины с младенчества не ладится жизнь.
Мать Ирины рассказала, что бес поселился в её дочери после того, как одна из родственниц якобы навела на неё порчу.
— У Ирины с детства нет друзей, никого ни разу не любила, замужем не была, а в последнее время заговариваться стала: такое ощущение, что не она с тобой говорит, а кто-то ещё, — вздыхает женщина. — Я с дочерью ездила по святым местам. В Задонске, в святом источнике, она дико закричала, и монашки сказали, что это плохой признак. Я её оставила пожить послушницей в монастыре, но вскоре пришлось забрать её — она на весь храм матом начала ругаться. Священники говорят, что бесы уйдут, если покаяться, причаститься, регулярно ходить в церковь, соблюдать посты. Но это слишком трудно и долго, а мне нужен быстрый результат. Одна надежда на Валерия...
Едва Цимбал начал читать молитву, как в комнате раздался пронзительный крик: «Я Тимофей!». Это было не чревовещание — слова произносила Ирина, но чужим визгливым голосом. Валерий ждал этого крика и заранее предупредил, чтобы мы не пугались.
— А бес на нас, случайно, не переберётся? — поинтересовались мы.
— У вас крестики на шее есть? — ответил Валерий вопросом на вопрос.
Цимбал продолжал читать молитву, а Ирина начала ругаться:
— Вот раскланялась, дура! Чего кланяешься, овца? Заколебал ты меня, Валерка, больше я к тебе не приду. Чего ты Бога-то хвалишь? Я Тимофей, я сижу в Ирке! Зря стараешься!
Затем голос переключился на мать Ирины:
— Мать некаянная, гордая. Молится, а сама не с Богом. Пусть в монастырь уходит!
— Тогда выйдешь из дочери? — Цимбал пытается поймать своего таинственного собеседника на слове.
— Тогда выйду, — соглашается «Тимофей».
Цимбал продолжает молитву и спрашивает Ирину:
— Не нравится молитва?
— Не нравится! — визжит «Тимофей». — За что ты меня обижаешь?
— За то, что человека мучаешь, — отвечает Валерий.
— Быть ей покойницей! — вопит голос. — Она живёт не по-евангельски, заповедей не исполняет. Она моя, не уйду из неё!
— Куда ты денешься, — говорит Цимбал и подносит к спине Ирины чёрный бархатный мешочек со святыми мощами. — Господь повелит — и выйдешь.
Ирина вздрагивает и кричит:
— Убери мешок! Горю, жжёт!
Валерий подносит Ирине крещенской воды. Она пьёт и тут же кричит:
— Гадость мне дал, Валерка! Ну всё, Ирка, нагостились тут. Пойдём-ка, дура, домой.
«Зря стараешься!»
Однако у Цимбала не весь арсенал средств ещё исчерпан. Он начал упоминать в молитве разных святых, а Ирина зарыдала.
— Я старенький, куда я пойду? Земля не приняла меня, — запричитала женщина и вдруг завопила: — Нас тут много — легион! Как я выйду, когда все лезут? Ой, задавят меня, мне больно!
Цимбал постукивает Ирину по спине деревянным крестом, она начинает кашлять, потом у неё появляются рвотные позывы. Валерий приносит ей тазик и шёпотом поясняет:
— Недавно у одной женщины бесы тоже вышли со рвотой.
После этого Ирина обмякла, осела на пол, замолкла. Казалось, худшее позади. Но когда Валерий обмакнул кисточку в елей и начал наносить кресты на лоб, шею, затылок Ирины, она закричала:
— Да не изгонишь ты нас!
— Изгоню во славу Божию, — говорит Цимбал и обращается к матери Ирины: — Завтра приехать сможете?
Он выглядит уставшим, а Ирина еле стоит на ногах. Не успели мать с дочерью надеть пальто, как лицо Ирины перекосила злоба:
— Зря стараешься...
— Большинство бесноватых — вчерашние клиенты бабок и целителей, которые открыто предлагают свои услуги недалёким людям, — считает Валерий Цимбал. — Сейчас все колдуны называют себя магистрами белой магии, и люди верят. Хотя нет деления на белых магов и чёрных. К примеру, Кашпировский, называющий себя колдуном в четвёртом посвящении, однажды сказал: «Какие наивные люди! Не понимают, что это одно и то же». Наше время — раздолье для тёмных сил... За последние годы я побывал в Загорске, Киево-Печерской лавре, Ново-Афонском монастыре и везде просил дать мне самые действенные и редкие молитвы, которые способны помочь бесноватым. Я думаю, что с этими молитвами и с Божьей помощью можно победить любое зло.