Было это в уже далеком 2006 году. Случилось так, что в то время мне довелось провести свой отпуск в Коми, у своих родственников. Места там красивейшие – живописные невысокие сопки, покрытые густыми лесами, богатые рыбой красивые озера, но их окружают топкие, труднопроходимые сфагновые болота, зачастую расположенные в пойме. Когда-то все это было единым ледниковым водоемом, но со временем заросло и заболотилось, оставив после себя топкие болота и ряд озер. Отдыхая там, я успел сделать несколько выходов на озера и по окрестностям на рыбалку, а также на охоту. Впрочем, то было больше просто отдыхом на природе, для души. Лето клонилось к концу, был уже конец августа. Приближалась осень, ночи стали темными и прохладными. Заканчивался и мой отпуск, скоро надо было покидать Коми, край, к которому успел привязаться всей душой, и возвращаться к себе домой, в город. Зная, что в эти благословенные места я приеду не скоро, захотелось напоследок походить по окрестностям, полюбоваться на природу. Договорившись с приятелями из Куломы съездить в сторону Ыба на охоту, я с радостью начал собираться, предвкушая не сколько саму охоту, как таковую, сколько интересную поездку в Ыб, где я еще не бывал ни разу. Сама «добыча» меня никогда не интересовала, и охотой по-настоящему я не увлекался, предпочитая ей «фотоохоту» с профессиональным фотоаппаратом, снимая достопримечательности и красивые пейзажи. Про Ыб надо пояснить особо. Ыб состоит из 13 деревень, расположенных на семи холмах. Наверное, самая непредсказуемая из них - деревня Каргорт «подле городища». Это место называется Кармыльк - «городище на холме». Согласно новгородским летописям и легендам, в этой местности ранее были городища полумифического народа чудь, которым приписывались многие магические свойства. Хотя чудь существовала и реально, но по легендам, в тех местах существовала и существует «чудь белоглазая» - нечто вроде гномов в европейской мифологии. Живут также главным образом под землей, занимаясь там в основном горными работами. Отличаются невысоким ростом и светлыми, почти белыми зрачками. Ыбская деревня Каргорт (в дословном переводе — «город-могила») по преданиям основана как раз вблизи легендарного чудского массового захоронения.
Старожилы утверждают, что иногда оттуда, из глубины земли, слышны стоны и крики, а в полночь на дороге рядом с Кармыльком глохнут моторы машин и выключаются фары. Если повезет, можно увидеть и самих чудин, вышедших ночью из-под земли. Как законченный материалист и убежденный в том, что все можно объяснить с научной точки зрения, я отнесся к этим легендам со здоровым скептицизмом и заинтересовался исключительно достопримечательностями реальными. Из достопримечательностей материальных в Ыбе особо интересны чудские городища, а также выходы отложений юрского периода. Последние и были частью моей поездки. Итак, собравшись уже вечером, и загрузив весь багаж в свою машину, я выехал в сторону Ыба, договорившись с приятелями, что они меня будут ожидать непосредственно в селе. Предстояло сделать бросок более, чем на 200 километров, местность мне была незнакома. Поскольку навигаторы тогда были редкостью, то взяв карту дорог, решил ориентироваться по ней, а также по сделанным заранее пояснениям. Первая часть пути прошла великолепно, я приближался к цели своей поездки, но надо тут было случиться такому, что двигатель стал работать неровно и, наконец, заглох. Выругавшись от всей души, я полез под капот искать причину поломки. Вроде бы все было в порядке, но двигатель упорно почему-то не запускался. Списав все на разрядившийся аккумулятор, я попробовал позвонить приятелям и уведомить их о случившемся. Телефон неожиданно для меня показал, что я нахожусь вне зоны покрытия, хотя связь там должна быть. Машин почему-то на дороге давно уже не было. Оставалось одно – либо заночевать в машине, либо попробовать выйти к Каргорту за помощью. Решил предпочесть второе. Переложив все вещи в багажник и взяв рюкзак только с самым необходимым да ружье в чехле, двинулся напрямую через лес к деревне. В сгущающихся сумерках решил поспешить до полного наступления темноты. Дорога была плохая – болото, даже троп никаких не было, да еще в условиях плохой видимости. По дороге раза два в сгущающихся сумерках умудрился ухнуть в болотистые «окна», заполненные грязью. Наконец, изрядно намучавшись, вышел к какому-то озеру, а на крутом его берегу виднелась деревня. Подумав, что это и есть Каргорт, пошел к ближайшим домам. Дома были несколько странными на вид для этой местности – старинные большие пятистенки, с обильными резными украшениями, такие, какими их строили век назад. Но, подумав, что чего только на просторах нашей необъятной Родины не бывает, особого внимания на это не обратил. Связи, однако, не было и здесь. У крайнего дома сидел какой-то старик. Он как будто с удивлением воззрился на выросшего перед ним грязного и сырого путника, обвешанного снаряжением, но, выслушав в чем дело, радушно пригласил в дом обогреться, просушиться и переночевать до утра. Я отказываться от этого уже не стал, понимая, что ничего более столь поздним вечером сделать в данной ситуации нельзя. Перспектива же ночевать на топких болотах меня совсем не радовала. Старик оказался бойким собеседником и гостеприимным хозяином, да и жена его со внучками – двумя девушками лет 20-22 были не менее словоохотливыми и радушными. Поэтому, сразу отправив меня в баню со словами «как хорошо получилось, что сегодня баню истопили», по моему приходу накрыли стол. Все мои возражения о том, что «неудобно как-то» по этому поводу пресекались хозяевами сразу. В ходе разговора за столом выяснилось, что это не Каргорт, а кержацкая (староверческая) деревня, в этом доме живут старик (представившийся как Ефрем Гаврилович) с женой, а внучки приехали к ним из Мезени в гости на лето. Этот рассказ мне объяснил многое – и необычность и уединенность в лесу деревни, простой быт дома. Кержацкие староверы, как известно, часто уединялись от мира, блюли старинные обычаи и порядки, ценили гостеприимство, неохотно принимали какие-либо новшества. Ефрем Гаврилович явно был философом и охотно коснулся в разговоре и этой темы:
- Предки наши от мира ушли по своей воле доброй. Блюли строго прежний чин. Да и мы стараемся его соблюдать, хотя, конечно, молодежь уже не особо им интересуется. Да и то, Бог един, не так уж и важно, как к нему обращаться. Не было при сотворении мира ни существующего, ни сущего…. Не было тогда ни смерти, ни того, что живет вечно; не было ничего, что бы разделяло день и ночь, жизнь и смерть, добро и зло. Это единое было лишь собственной сущностью, а до этого было все это хаосом, пустым и бесформенным. Великой силой тепла рождено было единое… Кто знает воистину и кто может сказать, когда все это родилось и когда свершилось творение? Бог появился позже сотворения этого мира. Кто же тогда знает, когда появился этот мир? Он первоисточник всего созданного, все равно, создал ли он все это сам, или же нет?
Утром Ефрем Гаврилович обещал показать мне дорогу на Ыб. Утро выдалось великолепное – теплое, солнечное, так что настроение было превосходное. На дорогу мне хозяева пожелали всяческого благополучия и удачи. Попрощавшись с гостеприимными хозяевами (причем от какой-либо оплаты они отказались), пожав руку Ефрему Гавриловичу на прощание, я двинулся по тропе, показанной хозяином в сторону Ыба. Когда я прошел примерно с километра два по лесу, у меня неожиданно прожужжал телефон – пришли смс. Достав телефон, я не поверил своим глазам – связь тут была. Списав все это на проблемы связи, тут же созвонился с приятелями. Оказывается, они все еще были в Ыбе, заночевав там. Как только я вышел к Ыбу, мы выехали к моей машине, где меня ждал еще один сюрприз – она тут же завелась, как будто и не глохла вчера. Справедливо ожидая волны праведного гнева от приятелей, неожиданно увидел, что реакция на это была совсем другая. Андрей побледнел и, развернув карту, спросил: «Расскажи, где ты именно вчера был?». Я внимательно посмотрел на карту – и был потрясен: никакой деревни по пути от дороги по азимуту, где я остановился, и до Каргорта не было. Более того, никак я там, судя по топографическим разметкам, идти не мог. Приятель был поражен не меньше моего и пояснил, что по местным преданиям, в тех местах, бывает, нередко плутают и даже бесследно пропадают люди. Дескать, «чудь» водит и заводит куда-то. При этом всем, «чудь», по его словам, может принять любой образ. Но если же человек придется «ко двору», то никакого худа, впрочем, ему не сделают и даже могут помочь. Легенды легендами, но не верилось в это совершенно. Мы все же решили проверить, та ли деревня была, в которой мне довелось побывать накануне, а заодно, чтобы время не терять, сходить «проверить» то самое озеро, у которого стояла деревня. Самое удивительное, что мы так и не нашли ни озера, ни деревни. Все исчезло бесследно – было только топкое болото. Теперь, постфактум, я задаюсь вопросом, как это все можно было бы объяснить. То ли это был некий сдвиг в пространстве-времени, что я попал в реально существующую, или существовавшую деревню, расположенную где-то в другом месте и времени, в кержацких поселениях; то ли это был некий «морок» какой-то сущности, которая представила мне реальность, которая мне показалась достоверной; а может, и некое пересечение параллельно существующих пространств-времени.