Идея написать эту статью возникла у меня еще в начале ноября 2003 года. Тогда «Уфологический комитет» г. Бреста изучал весьма интересный случай - «Ковалевское привидение». У нас он шел под номером шестым от 05.11.2003 г. Именно в этот день нашим «Уфокомом» были получены сведения насчет аномалий, происходящих в одном из домов в микрорайоне Ковалеве г. Бреста. По словам одной девушки, этот дом якобы пользуется дурной славой: по ночам в нем некоторые жильцы слышали женские стенания, различные непонятные звуки, ходьбу, к тому же в этом доме часто происходят смерти людей.
Обо всем этом вышеупомянутой девушке рассказала ее подруга Алла (здесь и далее имена участников событий изменены), ранее проживавшая в этом доме вместе с мамой. Позже, в одном из разговоров она же поведала еще об одних странных вещах - снящихся кошмарах (черное существо, стоящее посреди кухни и пронзительно кричащее) и видениях наяву (трое «серых» повешенных людей в одной из комнат квартиры).
Вечером следующего дня в составе трех человек нами было произведено посещение ряда квартир в том доме с целью проверки полученных данных. В ходе посещения объекта кое-что подтвердилось, кое-что оказалось фантазерством. В принципе - это не столь важно для моего рассказа, важно другое - новая героиня Елена. Молодая, красивая девушка, которая снимает квартиру в этом доме вместе с маленьким сыном. Она попросила нас зайти к ней на следующий день, т.к. ей было о чем нам рассказать, но только не в тот вечер, у нее были гости.
По просьбе Лены мы совершили повторное ее посещение, дабы выслушать ее историю. Как оказалось, в ходе проверки слухов по данному дому нам удалось выйти на другое довольно интересное аномальное явление.
Елена поведала нам довольно удивительную историю, не имеющую аналогов среди классических случаев. Итак, обо всем кратко, а кое о чем и подробно. Началось все около пяти лет назад, имеет продолжение и в настоящее время. Происходит это обычно по следующей схеме: когда Елена ложилась спать, сразу же наступало оцепенение, нельзя было пошевелиться. Далее ощущался толчок, словно бы кто-то прыгнул на нее, как собака. Ощущение этого «нечто» Елена описывает при помощи слова «гелиевое». Потом ощущалось постепенно нарастающее давление «на мозги». После непродолжительного такого воздействия, при котором Елена обычно начинала лихорадочно повторять про себя строчки из «Отче наш», все проходило.
За прошедшие пять лет произошло около шести таких воздействий, причем последние три из них произошли в течение прошедшего 2003 года, с тех пор, как она поселилась в том доме. Интересно то, что эти три случая сильно отличались от того, что было раньше, большей активностью. И если то, что было раньше, Елена склонна была рассматривать, как «галлюцинации», плод ее воображения (благо эти случаи были редки), то произошедшее далее изменило ее точку зрения.
Первые два случая на новой квартире произошли примерно пять месяцев назад. В первом, в ходе «психической атаки» при закрытых глазах Елена увидела рядом с собой нечто, что отдаленно походило на обломок зеркала с неровными краями. Огромным усилием воли удалось пошевелить рукой в направлении «объекта», после чего все пропало.
Через неделю произошел второй случай. Во время очередной «атаки» Елена «увидела» в коридоре (вновь же при закрытых глазах) «мишку» - объект в виде примитивного плюшевого медвежонка метрового роста, с телом и конечностями грушевидной формы, расположенными на самой макушке. Зафиксировав и удерживая на себе «взгляд» Елены, он начал медленно двигаться назад по коридору по направлению к кухне. «Мишка» воспринимался ею всего лишь как инструмент для завлечения ее взгляда на кухню в чьих-то целях. Предчувствуя недоброе, Елена снова начала неистово повторять про себя две первые строчки молитвы «Отче наш». Однако ее взгляд был «затянут» на кухню, располагавшуюся за углом. Там сидел незнакомый мужчина в темных одеждах. Точного описания внешности и черт лица Лена не помнит. Мужчине не понравилось активное сопротивление Елены при помощи молитвы, давшей ощущение «вооруженности и силы», и он жестом отшвырнул ее «взгляд» обратно в комнату. И тут что-то как бы от бессилия пронзительно заверещало над ней (Елена в тот момент лежала на животе), бросилось на нее - опять возникло ощущение чего-то «гелиевого» - и укусило за шею, что-то туда «вплюнув». После этого паралич прошел.
Поднявшись с постели, Елена, рассерженная такой бесцеремонностью, начала разряжать свои эмоции руганью матом, ходя по квартире и вызывая неизвестное «нечто» на открытую встречу в материальном облике. Потом, успокоившись, легла спать. Наутро, посмотрев на свою шею в зеркало, заметила там два рядом расположенных небольших (диаметром меньше сантиметра) коричневых пятнышка, похожих на пигментные пятна. Через несколько дней они исчезли.
Все бы ничего, если бы это не затронуло ее единственного ребенка. Как-то он неожиданно проснулся с громким плачем. А когда успокоился, рассказал маме, что к нему приходил «злой мишка» и укусил его. Когда мать попросила показать место укуса, то тот показал на шею. Случайно это совпадение или нет? Только этот случай и заставил ее обратиться к нам в ходе нашего первого посещения дома.
Эта история очень тщательно изучалась и разбиралась нами. Мы еще несколько раз связывались с Еленой, заходили к ней, что-то дополняли к делу. В конце концов, было выдвинуто несколько версий о причинах видений Елены. В том числе и нижеприведенная.
Итак, версия, названная нами медицинской.
Обычно странные физические ощущения и галлюцинации могут возникать у людей, имеющих какую-либо патологию в области головного мозга. Например, это может быть опухоль. Так, во время работы в психиатрической больнице г. Бреста я лично сталкивался со случаем, когда поступившая на излечение женщина рассказывала нам, как к ней в квартиру приходит человек, ей совершенно не знакомый. Он иногда бывает в виде большого, волосатого мужчины, а иногда одевается в белый костюм с черным галстуком. При нем всегда еще есть собака по кличке Мими. Она с ним разговаривает, угощает его разной едой, даже в магазин с ним ходила. Но кроме нее его никто больше не видит. Потом она его по моей просьбе нарисовала (к слову, Елена тоже нам рисовала своего «мишку»). Интересно еще и то, что, когда пациентка начинает читать молитвы - тот мужчина пропадает... Когда было проведено обследование больной, врачи поставили на основе компьютерной томографии диагноз: органическое поражение центральной нервной системы с периодическими психотическими эпизодами.
Есть еще пара версий. Возможно, у Елены имеется скрытый психоз, который проявляет себя таким странным образом. А возможно и влияние каких-либо одурманивающих средств, типа галлюциногенов.
Вообще, занявшись этим делом, я сделал для себя маленькое руководство о природе галлюцинаций, и именно с ним я и хочу Вас сейчас ознакомить. Вполне возможно, что эти сведения могут пригодиться людям и организациям, занимающимся изучением различных паранормальных явлений, особенно, если эти явления как-то связаны с видениями и галлюцинациями.
Познавательная деятельность человека состоит из трех элементов: восприятие, память и мышление. Нас интересует нарушение восприятия, выражающееся иллюзиями и галлюцинациями.
ИЛЛЮЗИИ - это искаженные восприятия реально существующих предметов. Они могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными, тактильными и вкусовыми. Примерами зрительных иллюзий могут служить следующие явления: висящий в комнате халат принимается за человека, куст в лесу - за какого-то зверя. К слуховым иллюзиям относится, например, такое явление, когда шум падающих капель воспринимается как отдельные слова или фразы.
Иллюзии могут наблюдаться и у психически здоровых людей, особенно тогда, когда восприятие окружающего бывает неотчетливым (полумрак, шумное помещение) или человек находится в состоянии эмоционального напряжения (ожидание, страх, особенно то и другое одновременно).
Иллюзии (главным образом зрительные и слуховые) часто возникают у больных инфекционными болезнями, при отравлениях, а также у резко ослабленных людей.
Существуют физические иллюзии. Например, ложка, опущенная в стакан с водой, кажется надломленной. Это объясняется тем, что лучи света имеют неодинаковый угол преломления при прохождении в различных средах (вода и воздух).
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ - мнимые восприятия, или восприятия без объекта. Если при иллюзиях действительно существующие предметы воспринимаются искаженно, то при галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает, хотя реальный, адекватный раздражитель отсутствует.
С галлюцинаторными переживания сходны сновидения здоровых. В период бодрствования у здоровых галлюцинации встречаются крайне редко. Галлюцинации, как и иллюзии, подразделяются по органам чувств. Чаще бывают зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации. В зависимости от заболевания у больных преобладают те или иные галлюцинации. Так, зрительные галлюцинации чаще встречаются при острых интоксикационных психозах (белая горячка), инфекционных заболеваниях. Больной может видеть людей, животных, различные чудовища. Галлюцинаторные образы бывают неподвижные, но могут находиться и в движении, яркие и блеклые. Бывает и так, что больной сам принимает активное участие в тех сценах, которые разыгрываются в его галлюцинациях (от кого-то спасается, что-то ловит). Не правда ли, это очень напоминает чуть ли не большую половину того, с чем встречаются все исследователи паранормального при расследовании различных случаев?
Слуховые галлюцинации особенно часто встречаются при шизофрении и алкогольном галлюцинозе. Больной слышит какие-то звуки или человеческие голоса. Голоса могут быть знакомые и незнакомые: они слышатся с разных сторон и на различном расстоянии. Голоса бывают комментирующего характера, в виде приказаний (императивные), например: «Не ешь!», «Не отвечай на вопросы!» Часто больным слышатся так называемые оклики, когда им кажется, что их кто-то зовет по имени.
Обонятельные галлюцинации, как и слуховые, чаще встречаются при шизофрении. Больные ощущают запахи, как правило, неприятные: пахнет тухлым, гнилью, ядовитыми газами, «чем-то могильным». Больные зажимают нос, затыкают ноздри ватой. Поведение больного в момент переживания галлюцинаций в значительной степени зависит от того, как больной к ним относится. Отношение больного к галлюцинациям может быть критическим и некритическим. О критическом отношении говорят в тех случаях, когда больной оценивает галлюцинации, как проявление болезни. Иногда такие больные продолжают работать и тщательно скрывают от окружающих наличие у них галлюцинаций. О некритическом отношении говорят тогда, когда галлюцинаторные голоса или образы принимаются за реально существующие. В таких случаях поведение больного определяется содержанием галлюцинаций. Так, например, одной больной голоса приказали вылить на себя кипяток, и она это выполнила, получив тяжелые ожоги ног. Другому больному, когда он ехал в поезде, голоса приказали разорвать железнодорожный билет. Больной трижды выполнил это требование, покупая на станциях новые билеты. Когда он приехал и вышел из вагона, голоса приказали ему отдать чемодан одному из прохожих, что он и попытался сделать.
Все описанные выше галлюцинации называются истинными. Если же галлюцинаторные «голоса» или образы проецируются не вовне, а локализуются в голове больного, когда ему кажется, что воспринимает он их не через органы чувств, а «умственно», говорят о ложных галлюцинациях или о псевдогаллюцинациях. Например, больной периодически слышал в голове голос, который говорил «черт», и одновременно с этим видел в голове это же слово, написанное серыми буквами. Больные в таких случаях нередко говорят, что они слышат «внутренним ухом», видят «внутренним оком», им делают «видения». Псевдогаллюцинации всегда носят характер сделанности.
Выделяют телесные галлюцинации, которые выражаются в том, что возникают различные неприятные ощущения в теле: ощущения прохождения электрического тока, лопания «пузырьков в кишечнике», особого давления. Такие галлюцинации часто бывают у больных шизофренией и энцефалитом.
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ. Согласно одной из теорий, галлюцинации возникают вследствие появления патологических очагов инертного возбуждения в центральном (корковом) конце того или иного анализатора. Например, считается, что при зрительных галлюцинациях такой очаг возбуждения находится в затылочной доле головного мозга. Исследования Е.А. Попова с сотрудниками показали, что в основе галлюцинаций лежит не возбуждение, а процесс частичного торможения в коре головного мозга. Иными словами, согласно этой концепции, галлюцинации возникают в период, когда в клетках коры головного мозга возникают переходные (гипнотические) фазы.
Вернемся к нашим «плюшевым мишкам». Видимо, объяснить все можно просто. Так как все в случае с Еленой и ее видениями происходило накануне сна (даже последний случай произошел хоть и днем, но тогда, когда из-за усталости Елена прилегла отдохнуть, а может и вздремнуть), то это как раз и может быть связано с особенным состоянием сознания накануне вхождения в стадию сна. Период засыпания и пробуждения - «время чудес». Оно действительно мало изучено и таит множество загадок. Время, когда сон и явь сплетаются воедино. Момент отключения сознания и переход в сферу бессознательного. Здесь возможны любые образы и ощущения.
Наиболее часты ощущения неожиданного падения в бездну, когда человек конвульсивно дергается и просыпается. Возможно, состояние паралича, так неожиданно нападающего на Елену, сродни этому. Интересно и то, что некоторые великие открытия как раз и были сделаны в период на грани сна и бодрствования (например, периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева).
Эта версия многогранна и, скорее всего, сочетается с другими версиями. Кто знает, не приоткрывается ли в момент отключения сознания дверь в трансцендентальный мир? Не является ли этот период лазейкой для потусторонних сил? Этнографические данные свидетельствуют, что во многих культурах с помощью различных методов (аскетизм, долговременное голодание, выматывающая пляска под определенные ритмы, физические страдания, легкое отравление организма различными веществами и т.д.) практиковалось вхождение в измененное состояние сознания для общения с потусторонним миром. Сны же всегда наделялись мистическим смыслом. Вероятно, благодаря КОМУ-ТО, нам в ближайшее время ответы на заданные вопросы не узнать. Дело о «Ковалевском привидении» не закрыто.