У нас протекает река Л., в нее впадает С. Вверх по С. стояла изба; поставил ее много лет назад Петя Л. (он латыш). Так и звалась эта изба Петькиной. Построена она была совсем близко от хантейского святилища. А внизу у реки стоял деревянный божок, которому было, как говорят, сто лет в обед, а может и того больше.
Чуть больше сорока лет назад начали в этой местности строить железную дорогу, и ханты, проживающие здесь испокон веков, покинули эти места. А святилище их так и осталось. Так вот, места здесь в то время были богаты на дичь, и реки были полны рыбы.
Рассказывал мне человек, который тогда был совсем пацаном, как пошли они с друзьями в ту избу, остались там на ночь. И вот слышат они, как что-то с грохотом упало на крышу. Повыскакивали из избы, смотрят – нет ничего; только зашли обратно – в стену долбанул кто-то; снова выскочили – нет никого. В общем, всю ночь не спали – покоя им не было.
И кто бы ни оставался в этой избе, все рассказывали, что жуть как страшно было. Всю ночь грохот. Особенно зимой, когда грохали в стену, топали по крыше, но никто не видел ни единого следа на снегу возле избы.
Один умник прихватил как-то деревянного идола, стоявшего неподалеку (того самого); и не лень же было тащить такую тяжесть до поселка, - принес и бросил. А через год он, будучи на проводах кого-то из друзей в армию, захлебнулся собственной рвотной массой. Видимо, таким образом получил наказание за святотатство…
А по идее, есть простое правило: пришел к избе, - поздоровайся да попроси разрешения войти и переночевать, тогда и беспокоить никто не будет. Просто надо с добром и по-человечески.
Сегодня специально сходила к родственнику узнать про святилище. Он был там. Говорил, что ничего уже там нет, только надписи на деревьях старинные, уже и невидные почти, да еще поляна, на которой даже трава не растет. Вернее, есть травка, но очень редкая и тонкая… На том месте даже птиц нет. А избу ту то ли разобрали, то ли сожгли потом – не знаю точно, врать не хочу.
Сама была пару раз «на избах». Одна из них стоит на берегу необычайно красивого большого озера. Зрелище незабываемое – кругом лес, озеро и эта избушка – как будто в сказку попал. Так же, перед тем, как зайти, – поздоровались, спросили разрешения остановиться. Внутри нары, стол, металлическая печка; на полках спички (обязательно); иногда охотники оставляют тушенку, крупы, чай, сахар или другие продукты – что-то вроде «кодекса охотников». Правда, в последнее время развелось придурков, которые тащат из изб все, что захотят – посуду, продукты. Раньше такого не было, а сейчас шарятся по лесу всякие придурки с оружием – оно ведь в каждом доме есть. Вот такие дела.
P.S. «На избах» была 2 раза. Кстати, изба на озере, про которую я писала, тоже Петром поставлена. И на Петькиной была один раз, но днем – обычная изба, как и другие; но только в ней творились всякие «бяки», когда в других спокойно было. Возможно, духи хантейских предков бунтовали, а может нечисть какая завелась. Говорят же, что если пустой дом стоит, обязательно в нем кто-нибудь поселится, пусть и не совсем живой…
Интересно то, что один товарищ неделю там прожил, и все нормально было, просто ритуал соблюл – поздоровался, разрешения спросил остановиться там. У нас же здесь многие мужики – охотники и рыболовы – все с оружием ходят, но они нормальные люди; это пацанва фигней страдает. В лесу не умеют себя вести, хотя и в обществе тоже.