Мой прадед Егор был уникальным человеком. В нашей большой семье истории о его необычной и, местами, страшной жизни пересказываются уже на протяжении трех поколений. Причем делается это по традиции на кухне, когда за окном чернеет ночь, а дети задают слишком много вопросов о том, чего малышам знать не положено. Тема мистики, колдовства и тайных знаний всегда приводила к одному разговору – дед Егор знал обо всем этом не понаслышке.
Итак, этот таинственный (для меня) человек родился в конце XIX века. О его детстве и юношестве практически ничего не известно. Летопись его жизни начинается с того момента, как Егор попал на Первую мировую войну. Нам неизвестно, как долго он там защищал интересы Российской империи, но к концу войны он был ранен (потерял правый глаз) и попал в плен.
Впрочем, в лапах врага Егор пробыл недолго - просто сбежал, махнул рукой на все и вернулся в родную Сибирь. Пешком. По мнению моего отца (который провел все детство рядом с ним), именно в этом пути в деде что-то открылось. Вернулся домой Егор уже совсем другим человеком. Замкнутый и без чувства юмора – так отзывается до сих пор о нем самый старший член нашей семьи - баба Настя (ей суждено было стать невесткой деда Егора).
Сразу после возвращения, дед собственными руками (и без помощи сельчан) построил вблизи деревни ветряную мельницу. Отмечу, что в те далекие времена подобные сооружения, хоть и приносящие пользу деревне, считались темными. Люди были уверены: на мельнице, равно как и в бане, живет нечистая сила. Егор же бесов не боялся, поэтому там и поселился. Днем дед молол муку, вечером помогал людям. Лечил от разных болезней, вытаскивал вредных паразитов. За то, что ведал тайными знаниями в деревне, так его и прозвали – ведун.
Потом в Сибирь пришла советская власть и отобрала у Егора мельницу. С тех пор, будучи пожилым стариком, дед стал путешествовать по деревням, навещать родных и близких, поднимать на колени неокрепших жеребят… Историй много. В том числе как пришел дед Егор свататься к местной красавице и выпил залпом ковш самогонки.
Из последнего своего путешествия дед Егор (уже в возрасте 70-ти лет) вернулся еле живым. Будучи проездом в одной из деревень западной Сибири, он узнал о несчастье, которое охватило весь населенный пункт. У тамошних людей мер скот, не рос урожай, дети постоянно болели. В народе шептались: «во всем виновата ведьма». Эти слухи и заставили одноглазого ведуна остаться в деревне дольше, чем он рассчитывал. В поисках материального воплощения проклятия, дед Егор побывал на кладбище, мельнице и общественной бане.
Птичьи перья он нашел везде, где искал. Страшную находку Егор сжег в солнечный день, пепел развевать не стал, а аккуратно закопал на развилке трех дорог. На следующее утро дед собирался уехать, однако что-то заставило его задержаться.
Он шел по пустой улице поздним вечером, когда заметил, что вдоль домов катится одинокое тележное колесо. Мои родственники уверяют: о том, что случилось дальше, дед Егор рассказывать никогда не любил. Все потому что сам боялся своих воспоминаний. Будучи ведуном, он знал, что такое порча и сглаз, видел проклятия, но с таким столкнулся впервые.
На Руси говорили: одиноко катящееся колесо – «конь», на котором ездит нечистая сила. Дед Егор, у которого зашевелились волосы на голове, долго думать не стал, догнал это колесо, схватил скрипящую тварь и обмотал ее веревкой, которая висела у него на поясе. Оба конца он связал в узел и пропустил в дырку для оси.
Как вернулся в свою родную деревню, дед Егор помнил плохо. Уехал из того места на рассвете. А через неделю после его отъезда в заброшенном сарае нашли труп местной склочницы. Тело было обмотано веревкой, она же торчала из ее рта и ануса.