Собаки самое преданное человеку существо. Если обращаться (хоть и прощают собаки поведению хозяина буквально все) со своими подопечными чисто по "человечески", то благодарности и верности нет предела. Особенно это видно в общении собаки и человека на Севере страны, где, казалось бы, при суровых погодных условиях в зимнее время можно было ожидать и от человека и от собаки чего угодно. СУРОВАЯ ЧУКОТКА Край земли. Не так давно основным средством передвижения в период зимней охоты на моржа или нерпу были собачьи упряжки. Без них жизнь аборигенов края была невозможной, да и в настоящее время в восточной части от населенного пункта Анадырь использование собачьих упряжек не теряет своей актуальности, всем давно известно что
собаки помощники человека. Местные жители сел не доверяют разным снегоходам и другой технике в своих выездах на охоту. Шум от работы двигателя и вонь от бензина и выхлопных газов сильно отпугивают любого зверя. Это, почти основная причина, в том, что охотники используют собачьи упряжки из собак породы Сибирский Хаски. Кроме того, эта порода собак далеко не простая и характеризуется покладистым характером (не нападает на людей) очень умные и храбрые, преданные своей работе (они не могут нормально жить если не испытывают периодических нагрузок). К списку их достоинств следует причислить и их чувство "видеть" самую безопасную дорогу домой, минуя снежные завалы и проламывающийся лед.
СЛАБЫЙ ЩЕНОК Герой нашего рассказа, охотник Тинат так же имел свою такую упряжку из одиннадцати собак Хаски. Так получилось, что одна из его собак ощенилась шестью щенятами. Прилежная мать кормила своих щенят и ухаживала за ними по своему, по собачьи, пока они не выросли до приличных размеров и требовали уже дополнительной пищи. Тинату не нужны были, в настоящее время, дополнительные собаки и он решил их продать другим охотникам. Пятерых забрали быстро, а шестой оказался намного меньше своих собратьев, какой - то хиленький и походка шатающаяся, вообщем никудышний и ни на что не пригодный, постоянно трясется от холода. Тинат хотел пристрелить его, зачем он такой, только лишний расход такой дефицитной пищи. Уже и ружье взял, отвел щенка в глухое место, но молящий о пощаде взгляд щенка растопил сердце Тината и чуть не довел его до слез, так ему стало жалко это беззащитное существо и он не стал стрелять. Он еще не знал тогда, что дарит жизнь собаке и спасает свою жизнь.
Дома, накормив и закутав щенка в теплую кошму. он уложил его недалеко от печки. Так продолжалось не один месяц, но щенок почти не рос и чихал, болезнь не хотела отпускать. Иногда укутанного щенка, Тинат брал с собой на охоту, заботливо укладывая его в нарты. Тинат так привык к больному щенку, которого назвал ТОГО, что уже и жизни не представлял без него, ухаживал как за своим ребенком. И однажды случилось чудо, в организме щенка как будто "лопнул трос тормоза", щенок стал быстро поправляться и расти не по дням а по часам (как в сказке). На руках носить такую тяжесть уже не получалось, пес ТОГО вымахал более шестидесяти см. в холке и весом более сорока кг., стал очень сильным и умным псом. Все чаще охотник использовал Того в качестве вожака собачьей упряжки, и никогда не сомневался в его способностях, стая беспрекословно слушала своего вожака. На охоту приходилось ездить все дальше, зверь уходил от цивилизации человека, от рева моторов и вони горючего. В местах охоты, Тинат брал вожака с собой, остальные собаки получали приказ находится на месте стоянки и никуда не уходить, Собаки выполняли наказ и, скрутившись калачиком прикрыв нос хвостом, могли лежать на одном месте сутками в ожидании хозяина. Нередко их тела заметала неожиданно начавшая пурга, но Хаски не боялись никакого мороза и тем более пурги, надежная густая шерсть прикрывала их тела и спасала от холода. А Того не зная устали, помогал хозяину искать в сплошном льду промоины, которые устраивали себе нерпы, что бы дышать. Не было случая, что бы они возвращались с охоты без трофея. Упряжка получала свою порцию мяса и весело довозила хозяина в село.
ВЕРНОСТЬ ПРЕДАННОСТЬ СОБАКИ Так было и в тот злополучный день. Тинат покормил упряжку и, через несколько часов, они двинулись в путь. Ехать было далеко, ближе зверя уже не было. Проехали добрую половину пути и вдруг хозяин остановил упряжку, потихоньку встал с полозьев и перебрался в нарты (такого еще никогда не было) прикрылся кошмой и затих. Немного постояв, Того повел упряжку дальше, но неясное беспокойство не покидало его, хозяин все время молчал и не издавал веселых возгласов или команд, как было раньше. Начало вечереть и стала портится погода, не услышав команды остановиться, Того сам остановил упряжку и подошел к нартам. Хозяин лежал без движения и молчал. Такое поведение хозяина сильно насторожило Того, он зарычал и начал лизать холодное лицо, толкать носом его тело, но хозяин не реагировал. Уже стемнело, мороз усилился, Того понял, что хозяина нужно везти в село,но собаки сильно устали и не могли дальше тащить нарты. Унюхав мешок с едой, Того вытащил его из нарт и, разорвав , выбросил содержимое (он видел, что так часто делал хозяин). Собаки набросились на еду. Того взял за край чуть не потерявшейся кошмы и начал укрывать хозяина, носом заталкивая края под его тело, точно так же делал хозяин, когда укладывал его больного в нарты, когда брал с собой. Дальше его поведение нельзя назвать по другому, как сообразительностью. Того грозным рычанием загнал почти всю стаю собак в нарты, и те, своими телами накрыли потерявшего сознание человека, спасая от все усиливающегося мороза. Пролежав несколько часов, собаки прилично отдохнули, Того своим грозным рычанием поднял стаю на ноги, потом отгрыз
веревки двух собак и загнал их обратно в нарты к хозяину, еще больным Того видел как хозяин не один раз усаживал в нарты собак, которые до крови разбивали себе подушечки лап, и это ему запомнилось. Упряжка двинулась в путь, обратно в село, и никакой мороз или пурга уже не могли его остановить. Домой они бежали без передышки, некоторые собаки уже спотыкались от усталости, но подбадривающее рычание Того придавало сил. Наконец село, подскочив к дому ветеринара (больше не знал куда, сюда его приносил хозяин) Того громко зарычал, а потом завыл, а за ним и вся стая собак. Такого воя село еще не слышало. У ветеринара мурашки побежали по телу и он быстро выскочил из избы, со всех сторон на вой собак уже бежали люди и среди них был и фельдшер. Собаки затихли и подтащили к двери нарты с бессознательным человеком. Затащили еще теплое тело в помещение фельдшер поставил диагноз - инфаркт (в таких дальних селениях знания фельдшера стоят больше чем любого врача города), а его сердце уже еле билось и было на грани остановки. Фельдшер сделал необходимые уколы для поддержания работы сердца, вызвали вертолет и отправили больного в областной город. Того привел упряжку в свой двор и, наконец, собаки попадали совершенно без сил на снег. Все время, пока Тинат был в больнице, (его удалось спасти, кроме инфаркта у Тината не обнаружили ни обморожения, ни даже переохлаждения) жители деревни кормили собак. После лечения, Тинат вернулся домой, Того бросился на него, сбил с ног и они долго качались по снегу шутливо борясь.
Этот рассказ взят из жизни, но вы вправе сказать, что такого не может быть, собака не умеет логически размышлять и будете правы если не учитывать некоторых обстоятельств. Любые звери учатся жизни копируя поведение своей матери, а Тинат был своеобразным примером для ТОГО и щенок запоминал все, что делает человек, а потом пришло время, когда ему самому пришлось все это повторять и спасать жизнь хозяина, который спас его жизнь от страшной болезни.