...Шла она по сельской улице, словно в воду опушенная, ничего вокруг себя не замечала. Так и до околицы добралась, вошла в ночной лес, но и тут не испугалась, что ей лесная нечисть, если суженный ее оттолкнул, бросил в лицо, как ударил: "Бесстыжая!" Да сошлась с милым по любви до свадьбы. Кто ее осудит? и носит она под сердцем дитя. На все ее мольбы отвечал Василий, что должен жениться по выбору родителей на дочке соседей.
Остановилась Василиса у лесного озера, взглянула на свое отражение в лунном свете и вновь ей Василий привиделся. Шагнула она ему на встречу, руки протянула и с неслышным всплеском вошла в воды, которые неожиданным теплом охватили все ее тело. Шагнула раз, другой - туда, где знала: омут бездонный. Вдруг почувствовала, как прикоснулись к ней чьи-то холодные пальцы, да пальцы ли? Схватили за руки, за ноги и потянули ко дну. Сомкнулись воды над головой Василисы, хотела она закричать, но рот ей зажали, еще сильнее вниз потянули. И, уже забыла о своем решении, билась Василиса изо всей силы, хотела она только одного: вынырнуть вздохнуть полной грудью. Но все ниже, в самую глубину тянули Василису невидимые руки, а когда и с жизнью уже распрощалась, услышала вдруг женский голос:
- Не барахтайся больше, можешь дышать спокойно.
Василиса открыла глаза, но ничего не разглядела - только круги плыли перед ней.
- Где я?
- На небе, - озорно хихикнули в ответ сразу несколько голосов.
-Значит, я умерла, утонула?
Тот же голос, что велел ей не барахтаться сказал:
- Как же ты могла умереть, если дышишь и разговариваешь? Разве мертвые дышат? а ну ка очнись и оглядись вокруг себя!
Повинуясь властному голосу, Василиса наконец заставила себя хорошенько оглядеться тут же испуганно вскрикнула:
- Нечистые! Русалки!
- Вот дура! - в сердцах воскликнула старшая русалка, которая стояла напротив Василисы, - какие же мы нечистые раз в воде живем? Ты еще с нечистой силой не встречалась, а если повезет, так и не встретишь никогда. Ты теперь одна из нас, сестричка, и не только не умрешь, но и не состаришься. Ничего о себе не рассказывай - нам и так все известно, а дитя твое вырастим, славная из твоей дочки водяная выйдет...
- Водяная? - ухватившись за последнее слово, переспросила Василиса. - А ведь сказали что мы на небе?
- Ах ты, горюшко мою, - вздохнула старшая русалка, а стальные рассмеялись. - Так ведь небо с воды начинается, отсюда путь пролегает. Если бы люди про это ведали все бы давно от старости и смерти избавились, если бы от страха не задохнулись, как вот ты пыталась, хорошо, что мои русалки во время подоспели. Ну добралась - и хорошо, а теперь забудь про твоего Василия!
- Да откуда вы о нем знаете? - начала Василиса, но старшая русалка ее перебила:
-Сказал же: русалкам все ведомо! так что забудь своего милого дружочка. Скоро придет наше время: наступят зеленые святки, выйдем на землю да повеселимся вдоволь! Только тебе надо кое-то знать: в воде тебе нечего не страшно, а вот на земле далеко от воды не отходи – высохнешь, помереть можешь. Во-вторых, возьми этот гребень из рыбьей кости - расчесывай им волосы, что бы ни высохли. В-третьих, остерегайся нечистой силы она тоже на русальную неделю из своих нор вылазит. Люди нас в эту неделю побаиваются, а мы должны остерегаться нечистой силы - заполонят, себе подчинят...
как сказала старшая русалка, так и вышло. Наступила русальная неделя, и все водяные девы на землю вышли и веселиться стали. Василиса от всех в стороне держалась села она на камень возле воды и подняла голову... И увидела она перед собой... Василия! Похудевший, побледневший, стоял он недалеко от Василисы и еле слышно шептал:
- Прости меня, Василиса, виновен я перед тобой. Думал, что с другой найду свое счастье, а нет, поздно, я, видать, понял, что только с тобой мне счастье будет!
- Поздно... - словно эхо отозвалась Василиса.
Слово за слово, так и разговорились. Но не заметили, как стал к ним черный туман подбирался. Вдохнула Василиса эту отраву и злые мысли в ее голове мелькать стали. Стиснула она милого в объятьях, зажал его губы в поцелуе, и ринулась в озеро. Василий рванулся назад, да сил не хватило.
Долго потом русалки изгоняли из Василисы силу нечистую. А Василий не погиб - стал русалом синещеким, водяным красавцем. Объядинился со своей Василисой, на зависть всем русалкам...