Я внимательно изучал простенькую визитную карточку, которую положил передо мной очередной гость. День выдался пустой, но хлопотный, и я отчасти порадовался возможности отвлечься и переключить внимание на что-то более интересное, чем бухгалтерский расчёт моей фирмы.
Худощавый мужчина в чёрной тройке сидел напротив и хорошо поставленным голосом опытного оратора рассказывал о тонкостях своего дела. Это был необычный старик, навскидку лет семьдесят, но весьма крепкий, лицо ухоженное, орлиный профиль и большущие чёрные глаза, с блеском, выдающим натуру увлекающуюся и фанатичную. Тонкие губы сложились в «лук амура», мелкие морщины залегли у внешних уголков глаз, а лоб казался выше обычного за счёт причудливой залысины. Лицо как открытая книга, если умеешь читать. Этот клиент – умный и опасный делец, привыкший приказывать. Интересно, как он оценивает меня.
- Я считаю, Алексей, что вы профессионал. Мне рекомендовал вас Яков Игнатьевич из «Олбар-инвест». Яша считает, что более надёжного человека в Москве не найти.
Совпадение, или старик перехватил мой испытующий взгляд? Оставалось только надеяться, что он не умеет читать мысли, ибо в следующую минуту я подумал о том, как бы взвинтить свои расценки для «друзей моих друзей».
- О цене мы не будем спорить. Вы уважаемый человек, а я достаточно стар, чтобы не мелочиться, когда дело касается времени. Его-то у меня меньше, чем денег.
Однако. Такая проницательность заставила меня сменить тактику и придать своему лицу вид озадаченный и как бы озабоченный более важными вопросами.
- Вы, наверное, очень увлечены своими долгами?
- М-да… - сдержать возглас удивления было трудно, старик тоже умел заглянуть в душу. - Да, я,признаюсь, половину дня убил на проверку. Но это не повод вести себя грубо в отношении гостя. Кофе или чай, господин Берман?
- Вы можете звать меня Давид. И какой я господин, так, простой учитель.
- Способный оплатить мою работу, - улыбнулся я, еще больше убеждаясь, что предстоящий заказ стоит того, чтобы послать расчёты ко всем чертям.
- Таки я не откажусь от хорошего крепкого чая.
- Чёрный?
- Вы угадываете мои мысли, Алексей, - старик опустил глаза, как бы уступая инициативу в разговоре.
Чай принесли почти сразу. В гостевых фарфоровых чашечках на расписанных замысловатым узором блюдечках. Кроме того, по заведённому мной правилу, принесли вазочки с орехами в меду. Минуту мы сохраняли молчание. Вежливо предоставив друг другу паузу.
- Итак, вы кого-то разыскиваете? Нам нужна информация. Если мы получим достаточно зацепок, то я отправлю лучшую команду уже сегодня.
- Мне дорого ваше участие, - мужчина сделал особый акцент на слове «ваше», явно ожидая чего-то больше, чем я предложил в начале.
- Ох, ну что вы… моё участие лишь испортит дело.
- В этом я с вами категорически не согласен. Алексей, мне нужно, чтобы об этом знали только вы. Цена не имеет значения. А задаток будет доставлен в течение пятнадцати минут, как только вы скажете мне «да».
- Это не человек?
- Книга.
- Дорогая?
- Как память о моей родине. Понимаете, Алексей, есть вещи, которые стоят больше денег. Для меня и моих учеников эта книга - бесценное сокровище. Но есть риск. И этот риск мы хотели бы свести к минимуму.
- Книга в госархиве или в музее?
- Нет. Просто лежит в одном доме. Дом не жилой. Но находится в центре города. Мы опасаемся, что он под охраной, и книга находится в сейфе. А в таких вопросах лучше действовать наверняка.
- Это упрощает задачу, - я молча взял со стола листок бумаги и карандашом вывел шестизначное число с тройкой в начале.
- Кто я такой, чтобы торговаться с вами, - старик принял карандаш и подписал значок «евро». - Половину привезут немедленно. Остальное по выполнении заказа. Адрес дома и место, где у вас заберут книгу, я сообщу вечером, ждите звонка.
- Ясно.
- И… будьте внимательны к мелочам. Никто не должен знать.
Мужчина встал с места и, кивнув на прощание, вышел из кабинета. А я остался в кресле и стал обдумывать предстоящую вылазку.
От размышлений меня отвлёк звонок.
- Алло, слушаю.
- Охрана. Алексей Иванович, тут курьер с посылкой на ваше имя от какого-то Давида.
- Посылку примите и передайте Смурову.
- Принято.
Звонок прервался, а я снова удивился непривычно предусмотрительному и щедрому клиенту. Как говорится, дело ясное, что дело тёмное… Но заказ есть заказ, и мне самое время начать подготовку. Остаток дня я вызванивал склад и оружейку, от нечего делать подобрал себе пять различных вариантов экипировки, рассмотрел основные пути ухода из города и возврата. Прикинул, как можно подогнать алиби. В общем, сделал, всё чтобы не возвращаться к скучной бухгалтерии.
Странно, конечно, но я очень скучал по работе. Хотя положение начальника обязывало заниматься административными вопросами. Есть такое явление - мышечная память. И стоило только подумать о прежних делишках, как начинали срабатывать старые рефлексы.
Пять лет назад это было что-то дикое, на грани жизни и смерти, как и положено у профессиональных наёмников в части промышленного шпионажа. А что сейчас? Вернувшись домой, я открыл частное сыскное агентство, жизнь устаканилась, но в душе все так же стремился к чему-то опасному. Как тогда в Осаке в 2003 году. Но от прошлых времён нам чаще всего остаются обрывки воспоминаний и шрамы. В моём случае – от пуль и битого стекла.
На часах было полдевятого. Зазвонил телефон, но я не позволил себе ответить сразу и принял звонок лишь спустя минуту.
- Да, говорите.
- Печатников переулок, особняк Сысоева… - в трубке послышались гудки. По-видимому, разговор закончился.
Пришлось еще час просидеть в ожидании, что мне перезвонят и скажут, куда отвезти книгу. Но это было пустой тратой времени. Я собрался и вышел из офиса.
Можно было найти тысячу и одно оправдание всему. Но интуиция, которой я научился доверять, подсказывала, что всё это неспроста.
Ночь прошла спокойно. А последующий день был целиком отдан подготовке к операции. Объект находился почти в самом центре города, в пустующем здании. Когда-то пышный особняк превратился в типичное архитектурное чудовище. Краска облупилась, стены растрескались, в крыше зияли неприлично огромные дыры. Судя по всему, власти ждали, когда дом разрушится сам по себе, и его можно будет списать с баланса.
Проникнуть туда не составляло труда. В базе данных удалось даже найти несколько фотографий фасада и помещений. Без проблем нашёлся и план здания. Когда приготовления закончились, я выбрал экипировку и к часу ночи выдвинулся на место.
По моим расчётам выходило, что на осмотр и изъятие книги уйдёт часа два, не больше.