Неделя домашнего ареста для Сережи и Димы пролетела достаточно быстро. На улице была ужасная жара и оба мальчика проводили целые дни за компьютером. Сережа вспомнил, что во время той вылазки в канализацию на нем был золотой фамильный крестик, который ему подарила бабушка на его 15-летие. Бабушка полгода назад умерла, и он очень дорожил ее подарком. Сережа очень забеспокоился, после их недавнего приключения он был под таким сильным впечатлением, что сразу не спохватился пропажи. Мальчик перевернул вверх дном свою комнату, но крестика так и не нашел.
- Димон, нам в канализацию надо. Я понимаю, что ты туда не хочешь после того, как потерял палец, но я один боюсь. Мне твоя помощь нужна, - сообщил он взволнованным голосом другу по телефону.
- Что случилось?
- Помнишь, мне бабушка крестик фамильный подарила? Я уверен, что потерял его там, когда тебя искал.
- Хочешь сказать, что ты по моей вине его потерял? Это я ведь по твоей просьбе в люк полез и палец потерял! Не пойду я никуда!
Дима повесил трубку. Он сидел и вспоминал, с какой отвагой его спасал Серега от разъяренной крысы. Да и дружили они с самого детства, всегда и везде были вместе. В тот же вечер Димка позвонил другу.
- Веревку не забудь и арматуру прихвати, полезем твой крестик искать.
По пути они зашли в магазин, чтобы купить шахтерские фонарики. Обвязавшись веревками и страхуя друг друга, мальчики спустились в канализационный люк. Крестика на дне люка не оказалось, пришлось двинуться дальше. Они исследовали сантиметр за сантиметром, но ничего не нашли. Подойдя к той стене, возле которой сидел неделю назад испуганный и покалеченный Димка, они услышали шорох. Из темноты осторожно, крадясь, словно кошка, выполз крысенок. За неделю он еще немного подрос и стал размером с взрослого кота. Принюхавшись, он встал на задние лапки и смешно повернул голову на бок, рассматривая их.
- Эй, малыш, где твоя мама? Нам бы не хотелось снова с ней встретиться. Мы просто ищем тут свою вещь, - заговорил Димка с крысенком, кидая ему заранее припасенный кусок батона. Крысенок радостно схватил угощение и принялся его поедать.
Осветив землю вокруг, мальчики наткнулись на клочки серой шерсти и лужи крови. Видимо, это то, что осталось от большой крысы. Но кто мог ее убить? Только сейчас они заметили, что у крысенка не хватает большей части хвоста и переломано большинство игл на боках и спине.
- Серег, может ну его, крестик этот, а? Что-то мне не по себе как-то, - Димка сглотнул, подступивший к горлу комок.
Где-то недалеко от них послышался плеск воды и топот. Мальчики выключили фонарики и спрятались за выступом в стене. Крысенок схватил остатки хлеба и юркнул в щель в противоположной стене. Сережка выглянул из-за стены и замер от удивления, в их сторону неслись два существа, похожие на людей. В руке у одного из них был горящий факел, а второй нес длинный шест с привязанным на конце ножом. Оба существа были большеголовыми и лысыми, с бледной кожей, покрытой язвами и шрамами. У того, который нес факел, была деформирована левая рука: вместо нее торчала нелепая культя, заканчивающаяся в районе пояса несколькими отростками в виде пальцев. Он сильно хромал и все время спотыкался, за что второе существо все время било его шестом по спине. Второй «человек» был гораздо выше первого. У него была широкая грудная клетка и впалый живот, через который пролегал огромный гноящийся шрам. Лица у обоих были вытянуты, а глаза асимметрично посажены и разного размера. На шее высокого блестел Сережин крестик. Серега облизнул пересохшие губы и шепнул дрожащему Димке, что нашел свой крестик. «Люди» подбежали к щели в стене, в которую спрятался крысенок, и, посветив туда факелом, начали тыкать в щель шестом. Оттуда послышался жалобный писк. Серега выскочил из своего укрытия, одним прыжком преодолев речку с нечистотами, и сшиб Высокого с ног куском арматуры. Высокий принялся кататься по полу, держась за раненую ногу и крича что-то нечленораздельное. Горбатый неуклюже замахал перед собой факелом и сам повалился на землю, споткнувшись о Высокого. Крысенок выскочил из расщелины и юркнул за Димку, прижимаясь к его ногами и дрожа. Сережа сорвал с шеи человекоподобного существа крестик и замахнулся на него арматурой. Тот застонал и вытянул руки вперед. «Не убивать… Просить… Брат… Не убивать брата…» - Высокий жалобно заговорил скрипучим голосом, коверкая слова.
- Какой я тебе брат? Ты кто такой? – возмутился Серега.
- Мы тут жить, нас тут много, мы тут построить город и охотиться на большой иглошкур.
- Что такое иглошкур?
Высокий поднялся на ноги и ткнул пальцем на крысенка, который вскочил на задние лапки, и схватился передними за Димкину ногу, жалобно пискнув. Димка взял животное на руки и погладил по голове.
- Откуда вы тут взялись? Вас тут много?
- Мы тут родиться, жить всегда, размножаться, умирать, - на последнем слове Высокий сделал паузу, посмотрев на свой шрам на животе, - идти с нами, мы показать наш город и познакомить старейшина Ришу.
- Димон, они хотят, чтобы мы с ними пошли, давай посмотрим?
- Я домой хочу… А вдруг они убьют нас? Ты не подумал об этом?
- Нет, нет, мы никогда не убивать брат! – запричитал Горбатый и указал пальцем на крысёнка, - мы есть только иглошкур и восьмиглазый рыба, живущий в нашем река.
- Не дам! Он мой! – Димка показал Горбатому кулак и прижал дрожащего крысенка к себе.
Немного посовещавшись, мальчики решили посмотреть на Город Мутантов и отправились вместе с человекоподобными существами. Пройдя по сети туннелей, наверное, преодолев половину верхнего города, они вышли к зарешеченной арке. Отперев ворота ржавым ключом, мальчики вышли в огромное помещение, размером с большой стадион. По бокам из стен выходили трубы, из которых постоянно вытекали нечистоты, отчего почти до самого потолка стоял зеленый ядовитый туман. Мальчишки закашлялись и повязали лица до самых глаз платками. Крысенок, не пожелавший слезать с Димкиных рук и оставаться одному, смешно чихнул и ткнулся носом в Димину подмышку. Пройдя по мостику на середину помещения, существа открыли в полу крышку люка и пригласили мальчиков за собой. Спустившись вниз по веревочной лестнице, друзья замерли от удивления: перед ними простирался самый настоящий город, видимо, здесь когда-то был секретный подземный бункер. А теперь пространство этого бункера было застроено множеством домиков из кусков картона, дерева, железа и стекла. По улицам города ходили, ползали и всевозможными способами передвигались человекоподобные существа. Высокий что-то сказал подползшему к нему «мальчику» со сросшимися ногами и огромным шрамом по всему позвоночнику. «Мальчик» быстро пополз к длинному дому, стены которого были обшиты картонными ячейками из под яиц и выкрашены белой краской. Спустя несколько минут из дома вышел старик, опираясь на большой деревянный посох.
-Здравствуйте, люди с верхнего города, - торжественно произнес старик и закашлялся, - я старейшина этого города - Ришу.
Мальчики поздоровались и начали наперебой задавать старику вопросы. Старик попросил их остановиться и начал рассказывать:
«Этот город основал мой отец. Его новорожденным сбросили в сточную канаву, не знаю, кто это сделал, но, не смотря ни на что, он выжил. Его подобрал отшельник, который когда-то спустился с верхнего города, обнаружил это место и поселился здесь. Отшельник вЫходил и вырастил моего отца, а потом, когда ему было около 4-х лет, он вытащил из болота только что спущенный в трубу короб с новорожденным младенцем. Младенец был синеньким и еле шевелился, он оказался недоношенным. Но он тоже выжил, благодаря уходу моего отца и отшельника. Отшельник рассказывал моему отцу, что город сверху подчиняется жесткому правителю, который проповедует какой-то Советский Союз. Я мало что помню из его рассказов о Союзе, но знаю, что в те времена, если женщина рожала ребенка одна, то ее презирало общество. Многие женщины убивали своих детей, когда они еще находились у них в животе. Если женщина делала это поздно, то ребенок мог остаться в живых. Этих детей вместе с мертвыми просто выкидывали в канализацию, где они умирали. Тот младенец, которого подобрал мой отец, оказался одним из таких вырезанных из тела матери и выкинутым ребенком. Младенец оказался девочкой. Позже, находя таких же младенцев, они их выхаживали, а мертвых хоронили. Потом мой отец начал выбираться в верхний город и приносить оттуда различные материалы для строительства нашего города», - старик сделал паузу, прокашлялся, вытер с глаз навернувшиеся слезы, вздохнул и продолжил свой рассказ, - «Раньше детей выкидывали, потому что им приказывали, а теперь детей выкидывают просто так… Все население нашего города, это дети, выброшенные в канализацию своими родителями. Раньше у нас тоже рождались дети, но потом к нам в канализацию начали скидывать какие-то химикаты, от которых наверху, там где вход в город, стоит едкий зеленый дым, а животные и наши люди мутируют. Раньше мы выбирались в верхний город и собирали пищу там, а теперь нам приходится питаться тем, что мы найдем или поймаем.»
Старик сел прямо на землю и погладил свою лысую голову. Мальчики стояли в оцепенении от услышанного еще пару минут. Сережа очнулся первым:
- Но почему вы не пытаетесь наладить связь с внешним миром? Выбраться наружу?
- Раньше, когда наши люди еще не мутировали, некоторые уходили в верхний город и оставались жить там. А некоторые возвращались обратно, рассказывая нам ужасные вещи о жизни там. Недавно двое наших парней отправились наверх на разведку, но увидев их, верхние люди закричали: «НЛО! НЛО!». Я не знаю, что это, но они одного тут же убили, а второй прибежал к нам и рассказал об этом. Там наверху люди убивают друг друга ради развлечения, матери выкидывают собственных детей, верхние города постоянно воюют друг с другом за сомнительные богатства. Не смотря на то, что наш город расположен в грязи и нечистотах, наша жизнь тут намного чище и разумней, чем ваша наверху. Мы любим и уважаем друг друга, помогаем, делимся. Нам не нужна такая жизнь, как наверху, мы боимся ваших людей.
- Почему тогда вы не испугались нас и привели в свой город?
- Вы защитить детеныш иглошкур, вы любить живой существо, вы жить сердце, - Высокий похлопал себя ладонью по груди и погладил Горбатого по плечу, - вы уметь дружба.
Димка всхлипнул и вытер текшие по щекам слезы. «Сережа, нас родители, наверное, ищут» - потянул он за рукав товарища.
- Извините, нам пора домой. Мы спустились в канализацию в поисках моей вещи, которая мне дорога и которую я потерял, - Сергей показал фамильный крестик, - нас дома ждут родители. Спасибо вам за гостеприимство и доверие.
- Вам спасибо, что поняли и выслушали меня. Герберт и Альберт проводят вас, чтобы вы не заблудились, - старик указал на Высокого и Горбатого.
Димка так привязался к крысенку, что не захотел оставлять его в канализации. «Как думаешь, сойдет он за особую породу кошки или, может быть, за какое-то редкое животное его выдать?» - спросил Дима у Сережки по дороге к гаражу. Мальчики обстригли крысенку иглы и забинтовали обрубленный хвост.
- Скажу, что под машину попал, а я его спас, - Димка погладил довольно зажмурившегося крысенка по голове , - завтра будем ему имя придумывать.
- Лучше придумай, куда ты его денешь, когда он размером с добермана вымахает.
Друзья попрощались и стали расходиться по домам.
- Дим, как ты думаешь, они там счастливы? В своем Городе Мутантов? – окликнул друга Сережа.
- Надеюсь. По крайней мере, они этого достойны. До завтра.
Димка тихонько залез в окно и положил крысенка на коврик рядом с кроватью. Крысенок потоптался на месте, принюхался и тут же уснул, свернувшись калачиком. В коридоре послышались шаги.
- Дима, где ты пять шлялся? Тебе мало потерянного пальца? Дождешься, что мы с отцом… - запричитала Димкина мама, но тут же замолчала, когда мальчик крепко обнял ее.
- Спасибо, что меня не выбросила, мама!