Болотные огоньки

Категория: Криптозоология, Дата: 13-07-2011, 00:00, Просмотры: 0

Если основательно погулять ночью по болотам — по настоящим, топким, гниющим, — то вероятен один из двух результатов: либо вы утонете, либо рано или поздно увидите, как вдали над трясиной дрожит робкий огонек.

Горит он обычно недолго, считанные секунды, после чего нередко вспыхивает снова чуть поодаль. Чем глубже болото, тем чаще это происходит; поэтому тот, кто пойдет за блуждающим огнем, имеет все шансы остаться с ним навсегда. Многие полагают, что делает он это намеренно; то ли ему скучно одному над трясиной, то ли так выходит наружу неукротимая злоба болотного духа?

Материалисты полагают, что так выходят наружу вовсе даже болотные газы — метан и фосфин, которые в силу тех или иных причин загораются

Хотя в детских книгах обычно пишется вполне однозначно, что болотные огни суть результат воспламенения фосфина и метана, сами ученые не столь уверены. По крайней мере, объяснений в ходу гораздо больше одного.

Нет сомнений, что гниение ила порождает метан, и даже много, но он сам по себе не загорается. Если у вас задуло газовую конфорку, она сама не вспыхнет, не так ли? А ведь в ней тот же самый метан. Впрочем, фосфин при гниении тоже может выделяться, а он способен к самовоспламенению.

Правда, известны случаи появления блуждающего огня там, где болотного газа нет; например, над некоторыми зыбучими песками. Есть гипотеза о пьезоэлектрической природе этого явления; вероятно, вам попадались зажигалки, работающие на том же принципе.

В возникновении огней обвиняют также и грибы, вроде тех, что заставляют светиться гнилушки. А некоторые вилл-о-виспы, самые яркие и заметные, могут оказаться и вовсе шаровой молнией.Между тем германские народы — норманны, саксы, франки — придерживались других взглядов на сущность блуждающего огня. По их версии, висп ни в коей мере не сродни ни феям, ни каким-либо другим живым существам; вне всякого сомнения, это неприкаянные души.

И неудивительно, что германские духи отнюдь не ограничивались заманиванием путников в трясину. Так, например, скандинавский родич нашего огонька, известный как утбард, просил донести его до кладбища или до какого-нибудь другого подобного места; после чего перед встречным открывался богатый выбор. Можно отнести, огонек маленький и легкий... но постепенно он тяжелеет, и несущий его на плечах проваливается сквозь землю. А можно не согласиться, тогда утбард без лишних церемоний разорвет нечуткого прохожего на кусочки. Выбирайте и не ошибитесь... В христианский период огоньки несколько смирились, но продолжали считаться душами умерших. Появились более конкретные сведения о том, откуда именно они берутся; так, например, существовала назидательная теория о том, что блуждающий огонек — душа крестьянина, попытавшегося запахать кусок чужой земли. Не зарься, дескать, на чужое, а не то... Упомянутое выше слово «утбард» означает «вынесенный наружу», то есть, по всей вероятности, речь исходно шла о брошенных в лесу детях — скандинавы поступали так с внебрачными детьми и с теми, кого было невозможно прокормить. В этом случае трудно не согласиться, что у него есть основания мстить.