Термином «мальтийский» обозначают голубой мех у домашних кошек, на самом деле, это синевато-серый оттенок. На Мальте можно найти множество кошек с подобным окрасом, что, возможно, и придало такой смысл прилагательному «мальтийский». Как бы то ни было, голубые тигры не имеют ничего общего с островом Мальта.
Гарри Р. Колдуэлл, американский миссионер методистской церкви и охотник на крупную дичь, во время своего пребывания в Китае убивший десятки больших кошек, видел и преследовал голубого тигра в юго-восточном Китае, что описал в своей книге «Голубой тигр» (1924).
В сентябре 1910 года Колдуэлл находился в провинции Фуцзянь, в окрестностях Фучжоу, занимаясь весьма прозаичным делом – он приглядывал за козой. Колдуэлл заметил тигра, но на первый взгляд тот показался ему наклонившимся крестьянином в синей куртке. Как о дальнейшем писал в своей книге Колдуэлл: «Внезапно я увидел огромную тигриную голову над тем, что казалось мне синей крестьянской одеждой. Как оказалось, я смотрел на грудь и брюхо зверя». Колдуэлл схватился за ружьё, но понял, что не может стрелять – вокруг были местные дети, - пока же он менял позицию, тигр исчез.
Затем товарищ Колдуэлла по охоте Рой Чепмен Эндрюс процитировал его следующим образом уже в своей книге «Привалы и походы в Китае» (1925, глава VII): «Раскраска этого зверя поразительно красива. Основным цветом идёт глубокий оттенок мальтийского, переходящий в светлый серо-голубой на брюхе. На этом фоне были отчётливо видны полосы, такие же, как у обычного желтого тигра».
Крестьяне подтвердили, что вокруг деревни действительно бродят «черные дьяволы». Вместе со своим сыном Джоном Колдуэлл многократно организовывал экспедиции в поисках голубого тигра, прозванного им «Синей Бородой», но все они завершались неудачей, хотя Джон несколько раз находил клочки шерсти мальтийского цвета на ветвях деревьев и кустарников.
Возможно, мальтийские тигры были подвидом южно-китайского тигра, находящегося сегодня под угрозой вымирания, так что особи с «голубыми» аллелями (формы гена) могли уже полностью исчезнуть с лица земли. Обнадеживает то, что сообщения о голубых тиграх также поступали из Бирмы (Мьянма) и Кореи – родины амурских тигров. Известный британский зоолог и криптозоолог Карл Шукер приводил в своей книге «Таинственные кошки мира» (1989) рассказ сына военнослужащего армии США, служившего в Корее во время корейской войны. Его отец уверен, что видел именно голубого тигра в горах, недалеко от того места, где сейчас находится демилитаризованная зона.
К сожалению, до сих пор не существует веских доказательств существования голубого тигра – нет сообщений экспертов или фотографий. Хотя Колдуэлл был весьма благонадежным очевидцем, всего одно сообщение не может служить доказательством существования животного. Во всяком случае, эксперты относятся к подобным свидетельствам довольно скептически, некоторые даже полагают, что мальтийские тигры – это обычные оранжевые тигры, извалявшиеся в грязи.
Но ведь черные тигры также долгое время считались мифом, а несколько найденных шкур доказали, что тигры-меланисты действительно существуют. Такие тигры не полностью черные, их чёрные полосы намного шире обычных, так что основной оранжевый цвет почти не виден.
В пользу теории существования голубого тигра говорит то, что кошки мальтийского окраса вовсе не редкость. Известны породы домашних кошек, такие, как русская голубая, различные британские короткошерстные, британская голубая. Также встречаются голубые рыси. Некоторые генетические мутации и их комбинации могут вызвать голубоватый оттенок, или, по крайней мере, впечатление, что мех животного голубовато-серого цвета. Шукер полагал, что голубые тигры обладали двумя парами рецессивных аллелей – нон-агути и геном вырождения, которые, сочетаясь, производят устойчивый голубовато-серый цвет у домашних кошек, хотя непонятно тогда, откуда у виденных тигров взялись полосы.
Простое сочетание нон-агути и гена вырождения, в самом деле, может породить серо-голубого или «мальтийского» тигра, но у такого животного полосы были бы едва различимы, или вообще отсутствовали бы: у обычных тигров гены чётко «переключаются» между агути (оранжевый) и нон-агути (черный) на разных участках их меха. Из-за мутации нон-агути скорее бы появились тигры, похожие на черных пантер, раскраска которых «призрачна», то есть, вся шкура пантер чёрная, но шерсть внутри леопардовых пятен имеет другую структуру, поэтому «чёрные-на-чёрном» пятнышки видны при соответствующем освещении. В сочетании с более ослабленными аллелями, цвет был бы серым, но опять же тигр был бы либо однотонным, либо «призрачно»-полосатым.
Для того, чтобы мех получился мальтийско-полосатым, должно быть подавлено производство феомеланина (чтобы заменить оранжевый на серый), но сохранён агути (для полосатости). Скорее всего, меланизм тоже здесь присутствует, ведь, как сообщал Колдуэлл, брюхо тигра не было чисто белым. Подобный генотип известен у гепардов: из-за него их мех становится голубовато-серым с рисунком цвета тёмно-серого сланца.
В небольших, или изолированных популяциях, генетический дрейф способен вызвать необычные черты, такие, как аномальная окраска, и если мутация не приносит вреда, она может быстро распространиться. Сейчас, по всей видимости, лишь несколько (если вообще кто-то остался) из этих тигров остались в природе. Если прикинуть по количеству наблюдений, то популяция может состоять примерно из 30-ти этих удивительных зверей.
На сегодняшний день голубой тигр остается одной из самых таинственных больших кошек в мире.