Летописец пишет:
"Когда Александр пришел "в некою страну травну" (судя по всему, где-то в предместьях Индии), он обнаружил, что там "бяху человецы дивии, подобни суще к волотом (гигантам), и бли (круглы), и косматы, чермни, обличие имуще лвово. И друзии же нарицающеся охлоти, не имущи влас, в высоту имуще 4 лакти, вопреки же (в ширину) дву лакот. И узревше ны, приидоша нань, кожами препоясани, крепцы вельми и силни. Готови суще на брань бес копий и стрел, не имуще оружия, но с колием (палками), а друзии, древа нагибающе, ломляху и тем мещуще, много убивааху. Александр же повеле их стреляти, и егда стреляху их стрелки, стрелы вскакааху (отскакивали) от тела их, и не имяше (не брало) их оружие. Они же колием (палками) биахуся с нами и убиша много. Воем же гибнущим (в то время как воины погибали), узре мудрый Александр траву многу и повеле возгнетити (зажечь) огонь и огнем ся оборонити с ними. И обшед же зажгоша я, и изгореша силнии ти мужи, а другыи вбегоша в вертепы (пещеры), убиша же от нас мужии 72. И повелех сжещи я огнем. И тако сожжени быша силнии ти мужи, а оставшая же кости их повеле Александр нести в домы их, они же исчезоша... Оттоле отшедше, приидохом на некое место, ижеде источник течаше великою водою. И повелех ту плек сотворити (выстроиться полком) и вооружитися… Потом же в 9 час и в 10 явися нам муж космат, якоже вепрь. Мы же ужасохомся, ведевше тако животна. И повелех яти и (взять его). Он же ят быв, без студа зряша на ны. И повелех, сволкши (притащив), жену привести к нему, дабы еи восхотел. Он же восхотев ю и оттек кроме, нача ю ясти (сначала совершив с ней соитие, попытался её съесть). Текшим же воем, хотящим яти его, он же потóрта (проговорив) языком своим, и слышавши же прочии от рода его изыдоша на ны из болота, хотяще ся бити с нами мужии до 10 000, а нас же бяше 40 000. И повелех зажещи болото о них. Они же, увидевше огонь, бежаша. Гнавше же по них, связахом от них 400 муж, их же повелех водити с собою, иже не имуще что ясти, измроша. Имеяху же смысл (разум) не человечь, но лаяху, яко пси".
Летописец Александра, описывая признаки неандертальцев, говорит, что Александр очень удивлялся нечистоте этих народов, ибо они употребляли любую животную пищу: "всякую жупеличную тварь гнусную и скверное: комары и мшицы, кошки и мыши, и змиа, и изварагы женская (выкидыши), и мертвых плоти не погребаху, но ядяху… Не вси же глаголааху человечьска, но ови яко пси лаяху, а инии же ревуще, яко скот, не имуще смысла человечьска, но акы зверие дивии, без ума суще".
Предание приписывает Александру заключение всех этих "нечистых языков" между двумя северными горами, для чего будто бы были сделаны огромные железные врата и забетонированы так, что их "ни железо сечет, ни огонь жжет". Туда Александр загнал неандертальцев, как скот в загон, и запер врата. При кончине мира Бог отворит эти врата и все нечистые языки выйдут "на землю Израильскую и осквернят ю". Пророчество гласит: "Егда же кто вас увидит нечистыя ты языки на землю пришедшая, да увесть, яко близ есть кончина". Эти зверолюди и были названы народами "Гога и Магога", о которых идет речь в Апокалипсисе Иоанна (Летописец Эллинский и Римский. Т. 1. СПб, 1999, стр. 131-133).
Помимо прочих весьма интересных деталей, в вышеприведенном описании особо хочется выделить пример попытки людей совершить скрещивание с неандертальцем, для чего привлекли какую-то женщину (по-видимому из числа пленниц). Это еще раз подтверждает возможность случаев смешения неандертальцев с человеком.
Также хорошо известно, что в местах обитания реликтовых гоминид часто находят согнутые и переплетенные тонкие стволы деревьев и ветви. Дивы, с которыми столкнулось войско Александра Македонского, тоже легко нагибали деревья и ломали палки.
Все описанные характеристики этих недочеловеков полностью соответствуют выводам археологов и антропологов о неандертальской расе и переходных типах. К этому нужно добавить, что демонические образы, которые мы находим в мировых религия, видимо сложились частично под впечатлением от контактов с этими существами.
Вышеописанное военное столкновение людей с неандерталоидами не единственное. В исторических анналах имеются сведения о целых кровопролитных войнах между дэвами, или ракшасами (огромными волосатыми дикарями) с одной стороны, и людьми под предводительством "богов" с другой. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" описывается как Рама привел свой народ в Индию, освободив её от злобных великанов – ракшасов. Из других источников явствует, что переселение племен арьев в Индию, на Цейлон и Иранское нагорье сопровождалось борьбой с народом великанов-людоедов.