В 1610 году Пьер де Ланкре — известный судья из французского города Бордо — побывал в мужском монастыре кордельеров, чтобы своими глазами увидеть оборотня, которого семь лет держали под стражей в монашеской келье. Этот оборотень по имени Жан Гренье неоднократно совершал в волчьем обличье бесчеловечные нападения на свои жертвы.
Де Ланкре в своей книге «Изменчивость» (1612 г.) пишет, что у Гренье были горящие, глубоко посаженные глаза, длинные черные ногти и острые торчащие зубы. По мнению судьи, человек-волк проворнее ходил на четырех конечностях, чем только на ногах. Гренье и не собирался скрывать, что он оборотень.
— Я постоянно жажду человеческой плоти, — сказал он изумленному судье. — Мне особенно нравятся тела маленьких девочек, и я надеюсь, что очень скоро опять смогу наслаждаться их прекрасным мясом.
Нет народа, у которого не было бы своего человека-волка, человека-лисы, человека-леопарда, человека-тигра или человека-змея. Еще на заре истории человечества воины и охотники наряжались в шкуры диких животных, чтобы подготовиться к сражению — так они надеялись получить хоть немного силы того или иного зверя.
В окрестностях средневековых городов по ночам бродили огромные группы нищих и воров, которые, натянув на себя волчьи шкуры, выли, словно хищные звери.
А в недавней истории вспоминается гитлеровское озверевшее ополчение «вервольфов» и злодеяния «людей-львов» в Конго... Хрупкая оболочка цивилизации легко разбивается вдребезги.
В психологии существует понятие «психоз оборотня» («люпиномания», «ликантропия»), когда сломленный, страдающий человек может поверить, что в полнолуние он превращается в волка. В этом случае человек действительно способен ощущать, как на нем вырастает шерсть, видеть, как его ногти превращаются в когти, как удлиняются его челюсти и блестят волчьи клыки. Такой «оборотень», охваченный жаждой убийства, бродит по улицам городов и сел или по большим паркам отдыха, кидается на людей и может их поцарапать, укусить, лишить невинности, а иногда даже убить. Зачастую «оборотень» воображает, что он бежит во главе волчьей стаи как вожак.
В 1584 году в одной деревне в горах Юра оборотень схватил маленькую девочку. Когда ее 16-летний брат бросился на помощь, оборотень накинулся на него и убил. Селяне, услышав крики детей, пришли в ярость и дубинами забили оборотня до смерти. К их изумлению, уродливый насильник превратился в обнаженную молодую женщину, в которой они признали Перенетт Гандильон.
В результате расследования была арестована вся семья Гандильон, члены которой, по всей видимости, вводили себя в состояние «психоза оборотня» с помощью какого-то странного самогипноза. Известный юрист Боге — городской судья из Сен-Клода, что в горах Юра, — лично проводил дознание и наблюдал за этой семьей в тюрьме.
В своей книге «Рассказы ведьм» (1610 г.) он писал, что Гандильоны вели себя совершенно ненормально: передвигались на четырех конечностях и выли, как дикие звери. Эти люди полностью потеряли человеческое подобие: их глаза наливались кровью и горели, тела покрывались шерстью, ногти превращались в огрубевшие когти.
Боге отнюдь не был легковерным человеком — его наблюдения подтверждаются другими официальными отчетами об оборотнях, которые существовали во Франции.
Известная история Жилля Гарнье — оборотня, которого казнили в Доле в 1573 году, — описана в материалах суда, где Гарнье откровенно признался во всех своих преступлениях.
Вскоре после Дня святого Михаила Гарнье «в обличье волка поймал в винограднике десятилетнюю девочку... он растерзал ее своими руками-лапами и зубами, да еще и принес жене немного мяса без костей...»
Спустя восемь дней после Дня всех Святых Гарнье примерно там же напал на другую девочку. «Он убивал ее, разрывая тело руками и зубами, — раны были в пяти местах, — при этом он съел бы ее плоть, если бы ему не помешали трое прохожих».
Через семь дней оборотень «схватил еще одного ребенка — мальчика десяти лет».
Члены суда с отвращением констатировали факты: «Более того, в прошлом году, в пятницу перед Днем святого Варфоломея, он поймал мальчика лет 12—13 под большой грушей... и, по его признанию, если бы не люди вокруг, он начал бы есть плоть мальчика, несмотря на то что был канун праздника».
И хотя Гарнье чистосердечно во всем сознался, его преступления были настолько мерзкими, что суд без промедления постановил: оборотень должен быть «передан главному палачу Высшего уголовного суда и перевезен в телеге для осужденных к общеизвестному месту казни, где вышеназванный главный палач произведет быстрое его сожжение и превратит тело осужденного в пепел».
Еще один суд над оборотнем происходил 14 декабря 1598 года в Париже; в результате было принято решение, что необходимо сжечь все протоколы заседаний, поскольку факты данного уголовного дела просто ужасают.
В том же году охотники спугнули двух волков, которые пожирали тело 15-летнего мальчика. Охотники были хорошо вооружены и погнались за волками, но очень удивились, когда в конце концов выследили «перепуганную человеческую фигуру — высокое изможденное существо с человеческим лицом, длинными спутанными волосами и бородой; его полуголое тело было прикрыто грязными тряпками, руки перепачканы свежей кровью, а длинные ногти забиты остатками красного человеческого мяса».
Отвратительный тип, который назвал себя Жаком Руле, вместе со своим братом и кузиной бесцельно бродил от деревни к деревне. Он признался в суде, что у него был бальзам, с помощью которого они превращались в волков. Затем он рассказал, как они нападали на людей и убивали их, а также ели детей.
Во многих древних хрониках есть рассказы о демонах, которые появляются словно ниоткуда, чтобы похитить или сожрать свою жертву. Эти демоны часто описываются как «черные лохматые существа с горящими в темноте глазами и бесовским взглядом».
Любопытно, что в большинстве случаев монстры появлялись во время сильной грозы.
Обычно мы рассматриваем прошлое в контексте современного стиля жизни. Наши мысли и чувства обусловлены сегодняшним миром, поэтому не всегда удается воссоздать дух той эпохи, которую мы изучаем. Зачастую смысл старинных рукописей, переводимых из поколения в поколение, изменяется до неузнаваемости.
Для ученых является загадкой навязчивая и, по-видимому, фанатически насаждаемая церковью и государством идея демонов. Языческие мифы и древние суеверия повествуют о гигантских мохнатых существах, живущих в лесных пещерах, — их называли дьявольским отродьем.
Когда Карл Великий покорил всех соседних властелинов, то ввел суровые законы, чтобы «отвадить» демонов наводить порчу на урожай. Монастыри оглашались гневными речами о демонах, похищающих монахов, или о благочестивых монахах, попавших в лапы «лесных людей». Аббаты призывали предавать этих исчадий ада мучительной смерти.