Царь города Гуатавита влюбился в прекрасную молодую женщину из соседнего племени. Он женился на ней, и у них родилась дочь. Однако царь слишком много занимался своими делами, при этом предаваясь разгулу, обманывая и забывая свою супругу. Тем не менее оба продолжали нежно любить свою дочь.
Однажды во время большого праздника царице приглянулся молодой и красивый воин. Они полюбили друг друга и не скрывали своей любви, смеясь над неведением царя. В конце концов царь узнал об их любовных встречах и поспешил захватить их врасплох.
Воина бросили в узницу и подвергли ужасным пыткам. Дошло до того, что ему вырвали сердце. В эту же ночь проходил большой праздник в честь государя. На пиру ему подали изысканное блюдо - сердце дикого животного. Царица с недоверием взглянула на него и с ужасом поняла, что это была частица ее возлюбленного.
Крик ужаса, вырвавшийся из уст царицы, водворил глубокую тишину повсюду вокруг. Мертвенно-бледная, с похолодевшим сердцем она бросилась искать свою дочь и стремительно скрылась с ней в сумерках. Не раздумывая ни мгновенья, она бросилась в священную лагуну Гуатавита.
Священники поспешили передать новость опьяневшему монарху, который, обезумев от горя, бросился к лагуне. Только тут он понял, как любил свою жену и какое счастье она дарила ему прежде. Полный печали, он приказал священникам достать из воды тело своей супруги, однако те объяснили ему, что теперь царица живет в подводном дворце со змеем, влюбленным в нее. В тоске царь потребовал, чтобы ему вернули хотя бы дочь. Жрецы достали ее, но увидели, что у нее больше не было глаз. Тогда отец решил вернуть ее матери.
Безутешный царь все простил своей жене, пообещав приносить ей жертвы, которые доставят ей счастье - то счастье, которое она так недолго испытывала рядом с ним. Священники, посредники между людьми и богиней вод, в которую превратилась царица, стали жить на берегу лагуны в ожидании ее следующего появления, которое должно было произойти в ночь полнолуния.
Индейцы Чибча сделали из лагуны Гуатавита, образующей почти идеальный круг, культовое место, в котором богине-хранительнице приносили в жертву золотые и изумрудные фигурки. Богиня в облике змеи появлялась из вод, чтобы напомнить людям, какие сокровища ей были обещаны. Чтобы облегчить страдания царя, подношений совершали все больше и больше.
Однако впоследствии эта церемония приобрела иной смысл. Она стала политико-религиозным актом, совершаемым при посвящении нового Зипы, царя города Баката (современная Богота). В дни, предшествующие церемонии, царь и весь его народ соблюдали пост и воздержание. Во время этого периода они изготовляли маски и богатые одеяния, настраивали музыкальные инструменты, готовили яства и чичу - алькогольный напиток из маиса ко дню великого праздника. Жители соседних деревень приходили, чтобы принять в нем участие, и на время все забывали о своих невзгодах и огорчениях.
Затем наступал долгожданный момент. Еще до восхода солнца все было готово к торжественной процессии, которая направлялась к священной лагуне под звук барабанов и флейт. Толпа людей, одетых в свои лучшие одежды и украшенных самыми дорогими драгоценностями, затягивала песни. За ней следовал царский кортеж в сопровождении воинов, несущих копья, луки и стрелы. В нескольких метрах от лагуны царь выходил из паланкина и направлялся к своей царской ладье, ступая по плащам, которые стелили ему под ноги воины и придворные. Только самые достойные из вельмож могли занять место в этой ладье, украшенной накидками и цветами. Центральное место в ней занимал сам монарх.
Едва заняв главное место в ладье, царь скидывал с себя красный плащ, выставляя напоказ свое тело, полностью покрытое золотой пылью. Царская ладья медленно удалялась, и в то же время толпа, повернувшись к лагуне спиной и пригнув в знак почтения голову, возносила молитвы и гимны. Посреди озера Зипа вглядывался в восточный край небес, ожидая появления солнца. Когда краешек неба окрашивался в алый цвет, царь произносил молитву. И в тот миг, когда солнце появлялось и заливало светом царскую ладью, монарх поднимал руки к небу и испускал радостный крик, тут же подхватываемый всей толпой.
Продолжая произносить молитвы, Зипа бросал на дно великолепные изделия из золота и изумрудов, а затем сам окунался в священные воды лагуны. Он выходил из них очищенным, и ладья возвращалась к берегу, в то время как ожидающие его люди продолжали оставаться с опущенными головами и спинами, повернутыми к лагуне. Царь снова шагал по плащам к своему паланкину и возвращался в нем во дворец. Как только ритуал посвящения Зипы заканчивался, начинался праздник, во время которого все напивались допьяна.
Рассказы об этом пышном церемониале достигли слуха испанского конкистадора Себастьяна де Бельказара. Снедаемый жаждой золота, он создал легенду об Эльдорадо (позолоченном человеке), которая вскоре привела в Америку множество авантюристов, пытающихся разыскать золотые горда.