После выхода в XIX веке романа Б. Стокера "Граф Дракула" полки книжных магазинов заполнили книги с душераздирающими описаниями живых мертвецов, приходящих по ночам к людям и высасывающих у них кровь. В ХХ веке вампиры прорвались на киноэкран, и трепещущие от страха зрители, затаив дыхание, смотрели, как на их глазах изо рта человека вырастают клыки, руки превращаются в когтистые лапы и представшее перед ними чудовище набрасывается на беззащитную девушку.
Кроме вампиров, оставляющих за собой горы окровавленных трупов, существуют и другие. Они внешне не столь страшны, но, может быть, именно их и следует опасаться. Но они тоже способны присасываться к своим жертвам и вытягивать из них жизнь.
Именно такие вампиры встречаются в легендах, хрониках и рассказах жителей Болгарии. Их называют здесь обурами. Чуть ли не в каждой семье бывали случаи, когда умерший родственник поднимался из гроба на девятый день после смерти. Но вставал он из могилы не во плоти, а лишь как тень человека - его фантом. Фантом возникал ночью. Появление его из могилы сопровождалось вспышками холодного огня и целыми снопами искр. Обуры не могли нанести телу человека физического вреда. По ночам они бродили по деревням, где когда-то жили. Встретив случайного прохожего, они старались увлечь его за околицу, на пустырь или в рощу. Здесь доброжелательный старик, почтительный юноша или молодая скромная девушка преображались.
В одной старинной болгарской легенде рассказывается о встрече трех молодых охотников с девушками-обурами. Весь день юноши охотились в горах. Вечер застал их далеко от дома, и они решили переночевать в заброшенной пастушьей хижине. Развели небольшой костер, поджарили на нем подстреленных куропаток. Нашлась и большая фляга с ракой - болгарской водкой. Охотники выпили, развеселились.
- Неплохо было бы, если бы здесь, в хижине очутились молоденькие девушки! - воскликнул один из них. - Их нам сейчас очень не хватает!
Только успел он произнести эти слова, как поднялся ветер. Дверь в хижину отворилась и в нее вошли три хорошенькие молодые девушки. Охотники были уже изрядно пьяны и поэтому не обратили внимания, что тела красавиц временами становились прозрачными и сквозь них были видны бревна хижины. Потом мужчинам показалось, что заиграла печальная музыка. Каждая девушка нежно прижалась к одному из охотников, и они закружились в медленном, завораживающем танце. Под воздействием мелодии и странных, как будто открытых в пустоту глаз, юноши засыпали, их движения становились все медленнее. Вдруг музыка замолкла, и в тот же момент девушки приникли своими бледными губами к шеям мужчин. С каждой секундой жизнь уходила из тел юношей, а губы девушек, наоборот, краснели, становились пухлыми, как будто наливались кровью.
Потом случилось происшествие, спасшее жизнь юношей. Один из них непроизвольно отступил назад, споткнулся и упал на жалкое ложе пастуха. Девушка потянулась за ним, но вдруг с ужасом отпрянула. Губы ее затрепетали, как будто с них сорвался гневный крик. Над ложем пастуха висели несколько гирлянд чеснока. Его, как известно, не выносит всякая нечисть и особенно вампиры.
Чаще всего обуры - фантомы мертвецов выбирают своими жертвами родственников. По ночам они простаивают около окошек, стучатся в двери. "Ключом", отворяющим им вход в дом, где они когда-то жили, становится горе от недавней утраты любимого человека и желание поверить в невозможное, в то, что он каким-то чудом остался жив. В этом случае люди, вошедшие в контакт с фантомом, умирают не сразу. Обуры завораживают свои жертвы, которые беспрекословно им покоряются, в продолжение многих дней медленно тянут из них жизнь. Родственники, чей жизненной силой они питаются, день ото дня чахнут. Наконец они умирают, и тогда тоже превращаются в обуров.
Если ожившим фантомам не удавалось в течение 40 дней после своей смерти подпитываться энергией живых людей, то они возвращались в свою могилу и окончательно умирали.
Может быть, угроза превращения после смерти в обуров объясняла сложные похоронные ритуалы, существовавшие у болгар, да и у других славянских народов. Здесь особенно следует отметить обязательное поминание усопших на 9-й и 40-й день - период существования обуров.
Теперь посмотрим, что думают о превращении умерших людей в фантомы ученые традиционного направления и современные уфологи.Почти одновременно, лет десять назад, американские, английские и российские ученые, занимающиеся физиологией человека, столкнулись с необъяснимым феноменом. С помощью высокоточной аппаратуры они записывали величины изменения электрических потенциалов в телах усопших. Оказалось, что на 9-й день, как правило, происходила "вспышка" их величин, а на 40-й физиологические процессы, идущие с выделением электрических полей, полностью прекращались.
Проблемой "жизни" людей после их физической смерти занимались и исследователи непознанного - уфологи. Патриарх российской уфологии Юрий Фомин считает, что после того, как тело человека умирает, остается его "душа", или как называет ее исследователь, полевая внеклеточная информационная структура (ВИР). В ней в значительной степени сохраняется информация, которой обладал человек до своей смерти, но, как говорится, без "искры божьей". До физической смерти человека ВИР питалась за счет физического тела. Смерть нарушает связи между мозгом и ВИР, но и после смерти она обладает частичкой самосознания человека. Какое-то время ВИР обладает некоторыми запасами энергии и способна существовать. Правда, интеллектуальная часть сознания, приобретенная человеком, исчезает. Остаются самые примитивные его части. Поэтому единственная цель полевого оборотня - любой ценой сохранить свое существование. И вот фантом высасывает жизнь из самых дорогих до его физической смерти людей: матери, жены, детей.