Мистические истории » Легенды » Роковое золото

Роковое золото

Категория: Легенды, Дата: 14-08-2010, 00:00, Просмотры: 0

Такова уж специфика народных преданий и легенд о кладах - красочная загадочность русских сказок и захватывающая дух таинственность сверкающих ослепительным блеском сокровищ.

Кто не слышал старинную восточную сказку про Али-бабу и сорок разбойников? «Сим-Сим, откройся!», - такое заклинание нужно было произнести, чтобы открылась пещера с сокровищами разбойников…

И на Руси издревле прятали и искали клады и сокровища, прибегая к помощи злых и добрых сил, заклинаний и даже использовали целый ряд обязательных ритуалов и обрядов. Известный русский этнограф и историк М. Забылин в 1880 году так описывает собранные им предания о кладах и кладоискательстве: «...Встарь, как известно, некуда было прятать или отдавать на верное обеспечение сокровища, во время отъезда, или из опасности грабежа со стороны неприятеля, или бродяг, разбойников, скитавшихся по России шайками. И богатства, полученные из земли, вверяли ей же под сохранение. Эти богатства преимущественно состояли из приобретенного золота или серебра в монетах и вещах, и реже в драгоценных каменьях.

Если припомнить только, как пытали разбойники богатых людей огнем, то легко понять и то, что более злой обладатель богатства со своей стороны принимал все меры, и хоронил их, как можно лучше и потайнее, то просто, то с зароком, то есть с заклинанием, иначе с завещанием (словесным заговором) на имя какого-нибудь лица или человека, а часто на такого человека, которому попадется запись или бумажное завещание, в котором между прочим описано место, где положен клад.

Случается и так, что завещатель при зарывании клада делает заклинание, что клад этот зарывается на столько-то голов, значит, достанется тому, кто будет из числа пытавшихся взять клад, сверх означенного числа лиц. По понятию кладовщиков, клад положенный на столько-то голов (например «на сорок голов»), причиняет сорока кладоискателям смерть, а сорок первый кладоискатель получает клад беспрепятственно.

Рассказывают, что клады показываются по ночам, в виде светлых огоньков над тем местом, где клад схоронен, и обыкновенно в ночное время, иногда в виде свечи горевшей; также, говорят старожилы, что свеча показывается горящей пред иконой. Тут нужно сделать удар по той вещи и сказать: «...аминь, аминь, рассыпься!». И будто клад покажется в виде котла, сундука, с разными драгоценностями и монетами, то в виде бочонка, а то иногда многих бочонков.

В народе бытовало твердое убеждение в правдивости подобных легенд и считалось, что невыполнение «правил» взятия клада грозило если не бедой, то пропавшими стараниями искателей. Бывало, рассказывали старики, докопаются искатели до клада - как внезапно поднималась страшная буря, либо появлялась тройка и неслась прямо на копателей. Иногда клад удавалось взять, но воротясь домой, вместо золота находили угли или пожухлую листву.

Разбойничьи клады, распространенные в Поволжье, на Кубани и на Украине, имеют несколько особенный характер по отношению к заговорам и способам захоронения. Казаки, получившие от императрицы статус «вольных», восприняли эту привилегию, буквально, как вседозволенность и жили самым настоящим грабежом и набегами, как на турок, так и на купцов соотечественников. При кочевой жизни возить с собой захваченные богатства было крайне неудобно, и повсеместно стали появляться заимки и заклады, ныне называемые казацкими кладами.

Народная молва считала казаков колдунами, которые якшаются с нечистой силой, и клады, зарытые казаками, назывались «нечистыми», взятыми под охрану чертями, ведьмами и прочей нечистью. Соответственно, откопать такой клад может тот, «хто знается с нечистым» или с хранителем клада - духом-кладовиком. Нечистый дух по имени Блуд отводит глаза кладоискателю и заставляет его блуждать по знакомым местам. Мара посылает видения и страхи. Клады с большими сокровищами охраняет Ховала - дух с двенадцатью глазами, которые ночью светятся и могут ослепить. Если кто и возьмется откопать «нечистый» клад, то он не должен молиться и креститься. Нередко такие клады заклинались «..на вечные времена...».

Иногда надежным хранителем клада становился «замок». Когда вместе с сокровищами зарывали заговоренные сабли, копья и прочие острые и колющие предметы, в надежде, что копающий поранится и оставит раскоп. Сегодня есть предположения, что это могли быть разного рода самострелы и ловушки, на которые разбойники были большие мастера.

Если «нечистые» клады брать вообще не рекомендуется, то «чистые» брать можно, но по народным преданиям, записанным в конце XIX века Ивановым в городке Пинеи, необходимо соблюдать определенные «формальности»:

«...Когда покажется счастливцу клад, он должен проговорить: «чур! чур! Свято место, чур, Божье да мое» или «мой клад, с Богом на пополам». Затем желающий приобрести клад должен накинуть на место клада шапку с головы, что значит оставить в залог голову и никому не поведать тайны. Наконец приговаривают: «Аминь, аминь, аминь, рассыпься». Последние слова говорятся по тому случаю, что клады обыкновенно являются в роде огоньков, горящих воску яровых свечей, золотых петушков и тому подобных предметов».

Если кладоискателю улыбнулась удача и он нашел клад, то верхние деньги брать нельзя - они закляты, и их надо осторожно сбросить. Вообще, по правилам кладоискательства, клад берут сбоку, а не сверху, поскольку никому неизвестно, заклятый он или нет. Если брать клад сбоку, то деньги рассыплются, а вместе с ними рассыплется и заклятие.

Во все времена человек стремился отыскать спрятанные кем-то сокровища и верил, что это ему удастся. Но как быть? Ведь не было же тогда ни мудреной современной техники, ни совершенных и точных карт! Тогда на помощь приходили вера в народные средства, заклинания и приметы. А для проверки достоверности предания или легенды использовали природную силу растений и трав. Ведь прежде, чем отправиться в неизвестное, а порой, и рискованное предприятие человек хотел знать: где зарыт клад, на что или на кого заговорен, и как его взять без риска для себя и других. И первым делом прибегал к помощи растения шапец-трава, которую как и другие чудодейственные травы выкапывал в ночь с 6-го на 7-ое июля, то есть на Иванов день.

Далее, как гласит поверье, надо взять воск воскресной свечи, взятой в церкви на Пасху, взять шапцев-травы корень и разделить его на две половины. Одну половину корня очертить воском свечи и положить на предполагаемое кладовое место (это может быть холм, курган или иная примета из легенды), а с того места взять земли и с оставшейся половиной корня опять разделить надвое. Одну из частей положить на ночь под подушку, а вторую привязать чистым белым материалом или платком к сердцу. В ту же ночь во сне придет клад и будет говорить, как положен, на что положен. Как давно лежит на этом месте и как его взять. Если на этом месте что-то есть, то сон должен повториться три ночи подряд. Тогда можно быть уверенным в успехе поиска, ибо три вещи взаимосвязаны: земля, воск свечи, корень шапец-травы.

Но для того, чтобы взять драгоценности или иное спрятанное в виде клада, сначала нужно все освободить от заклятий и охраняющей нечистой силы. В природе есть одно растение, называемое в народе плакун-трава, изгоняющая сторожей сокровищ.

Оно растет по берегам рек и озер, очень высокое, примерно около двух метров, багрового цвета. Знахари выкапывают его вместе с корнем на заре Иванова дня потому, что в этот день наибольшего магнетизма растение приобретает чудесные свойства. Затем несут осторожно в церковь к алтарю, держа в руке, вытянутой в направлении востока. Потом при помощи собственных заговоров, молитв и обрядов придают растению еще более мощную силу, позволяющую повелевать духами зла и отыскать спрятанное. При помощи этой травы кладоискатели заставляют плакать служителей тьмы и покоряться, тем самым открывая путь к сокровищам.

Для поиска и добычи кладов люди с давних времен брали с собой не только шанцевый инструмент, но и растения, способные не только указать заветное место, но и защитить человека от злых духов. Одной из таких чудесных трав является Петров крест. Она растет небольшими кустиками высотой 50-60 сантиметров над землей. Корни растения взаимно переплетены между собой и внешним видом схожи с наперстными крестиками; оттого и название. Отыскивают ее всегда во время между заутренней и обедней молитвами на Ивана Купалу.

Но кроме трав, помогающих отыскивать клады и оберегать самого искателя от бед, существуют растения, по поверьям, способные разрушать практически любой металл. Разрыв-трава обладает именно такими чудодейственными силами. По преданиям, в старину при скрытии сокровищ, особенно добытых воровским путем, разбойники устраивали хранилища очень основательно, запирая их на различные запоры, цепи и замки. Заговаривались подобные оковы на большой или неопределенный срок, а ключи выбрасывались в реку или болото. Человеческой же силы не хватает, чтобы вскрыть подобные тайники и поэтому кладоискатели порой тратят и сами немалые средства чтобы иметь при себе разрыв-траву, потому что растение это встречается крайне редко и найти его могут только знахари с помощью своей магии.

А самое известное растение - папоротник, насчитывающее более 12 тысяч видов и существующее на земле еще с карбона (350 миллионов лет назад), иной раз так и называют - трава кладоискателей. Но лишь некоторые из многочисленных его видов оправдывают подобное громкое имя, и потому речь пойдет лишь об одном из них - женский папоротник или кочедыжник. Цветет он раз в году в ночь на Иванов день. По народному представлению, в полночь этого дня наивысшие силы накапливаются в цветке и семенах папоротника.

За несколько минут до полуночи из куста широколистного кочедыжника показывается цветочная почка, двигаясь то назад, то вперед, колышась и прыгая в разные стороны. Ежесекундно увеличиваясь и вырастая вверх, цветет как горячий уголь. Наконец, ровно в полночь с треском разворачивается в цвет, то есть сформировавшийся клубок астрального света величиной с яичный желток.

Увидеть подобное явление почти нереально потому, что женский папоротник встречается в количестве 2-3 растений на гигантских полях мужского, покрывающего тысячи гектаров пространства. Но если кому повезет увидеть огонек - смело следуйте за ним; по народным поверьям, этот огонек указывает место, где спрятан клад!