Эта возможно правдивая, но похожая на сказку, история началась тысячу лет и до сих пор не закончилась.
На закате своего правления Екатерина Великая лишила своим царским указом имущественных прав дворянского сына Алексея Круглова, а самого его определила в Жёлтый дом за "сказки, горячённые и лживые богу противные". До этого, выпавшего из фавора Круглова неоднократно подвергали дознаниям, показания его были записаны, императрица с ними ознакомилась, и вердикт её был такой: "Чем грубее ложь, тем быстрее она находит путь к сердцу".
Чтобы на деле доказать свою невиновность, Круглов доставил к монаршему трону ларец с рукотворным черепом, который и был единственной причиной всех его злоключений. Эта диковинка наделала при дворе настоящий фурор.
Вот как об этом рассказал очевидец: "Крышку ларца отринули. Изнутри самшит затлел, как уголья. Жар занялся. Череп воспарил над ларцом. Прозрачности сделался необычайной. Созерцали мы картины адовы, где люди на нас похожие, но не как мы. Чрезмерно головастые, полороты, и всё у них, будто у тварей ползучих и насекомых ничтожных. А города хороши, каменьями блистали, в воздухе плавали. Каждая глазастая дыра черепа нам свой мир являла. Дивный мир. Череп, успокоившись, остыл. Запечатали мы его в ларце, чтобы не вспоминать более".
Екатерина Вторая возвратила Круглову свои милости и, естественно, поинтересовалась где, когда и при каких обстоятельствах ему достался этот артефакт.
Страшная находка и легенда
Согласно клятвенным показаниям Алексея Круглова "бесовский череп" он обнаружил в одном старом заброшенном сельском доме, куда был загнан непогодой. Ветхий дом, где Круглов укрылся от разбушевавшейся стихии, стоял на краю тёмного леса и издавна пользовался у местных жителей дурной славой. Там среди пыли и затхлости Алексей обнаружил несколько черепов, три из них были такие ветхие, что рассыпались в прах, как только он их взял в руки, а четвёртый, тот самый, он захватил с собой в Питер, где и использовал его как пресс-папье, тогда это было модно. Однажды вечером он заметил, что в этом черепе периодически возникают какие-то странные ведения.
Спустя много лет писатель Владимир Федорович Одоевский, племянник декабриста Александра
Одоевского, написал на основе приключений А. Круглова мистический роман "Косарама". Этот роман был экранизирован незадолго до развала СССР под названием "Посвящённый".
В русском фольклоре существует волшебная сказка "Василиса Прекрасная", в которой череп испепеляет лиходеек. Рискну предположить, что Круглов нашёл тот самый череп, о котором идёт речь в этой сказке. А вот вкратце и её сюжет.
Русская Золушка - Василиса Прекрасная
У одного купца был единственный ребёнок, Василиса Прекрасная. Когда девочке было восемь, её мать умерла. Умирая, мать призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куколку и сказала: "Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю вот эту куклу; носи её всегда при себе и никому никогда не показывай; а когда приключиться какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет чем помочь несчастью".
Затем мать поцеловала дочку и померла.
После купец женился на одной вдовушке с двумя дочерьми, однолетками Василисы. Мачеха с дочками падчерицу невзлюбили и начали заставлять её делать всю работу по дому. Тяжело б пришлось Василисе, но ей помогала куколка, которая не только выполняла за неё почти всю работу, но и поддерживала её морально. Зато и Василиса сама бывало, не доест, а куколке оставит самый лакомый кусок.
Хотя и мачеха Василисы со своими дочерьми ничего по дому не делали, а сидели, сложа руки, они худели и дурнели от злости: у женщин часто на нервной почве нарушается обмен веществ. Однажды купец надолго уехал из дома по делам. Мачеха тогда переселилась в другой дом, возле дремучего леса, в котором жила в избушке Баба - Яга и ела людей, как цыплят.
Как-то осенним вечером мачеха посадила девушек за рукоделие. Погасила огонь во всём доме, оставив единственную свечку там, где работали девушки, сама легла спать. Одна из мачехиных дочерей, по приказу матери, как будто случайно, погасила свечку. Ну мачехины дочки и выпроводили Василису за огнём к Бабе- Яге. Та, понятно, в слёзы, пошла в свой чуланчик, поставила перед куколкой приготовленный ужин и поведала ей, что отправляют её за огнём к Бабе- Яге, на верную смерть. Куколка поела, глаза её заблестели как свечки. "Не бойся, Василисушка! - сказала она. - Ничего тебе не станется со мной у Бабы -Яги!" Василиса положила куколку в карман и пошла в дремучий лес.
Она шла долго: всю ночь, утро, день. По пути были странные встречи. И только в сумерках Василиса вышла на полянку, где стояла избушка Бабы- Яги: забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские, вместо дверей у ворот ноги человечьи, вместо запоров руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и встала как вкопанная. Наступила ночь. Но темнота продлилась недолго; у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло как днём. Встретив Бабу- Ягу, Василиса объяснила ей вежливо, что мачехины дочки отправили её за огнём.
"Хорошо, - сказала Баба-Яга, - знаю я их; но ты поживи наперёд да поработай у меня, тогда и дам тебе огня, а коли, нет, так я тебя съем!"
Короче говоря, в течение нескольких суток Баба Яга поручала Василисе заведомо невыполнимую работу, например мак, которого у Бабы- Яги были полные закрома, по зёрнышку очистить от земли. Всё эту работу в отсутствие Бабы- Яги, которая покидала свою избушку на курьих ножках поутру, а возвращалась лишь поздним вечером выполняла куколка Василисы, её хозяйке оставалось только приготовить кушанья и подать их.
На третьи сутки во время ужина Баба- Яга завязала со своей гостьей работницей разговор.
Под конец узнав, что Василиса успевает выполнять заданную ей работу с помощью благословения матери, Баба- Яга пришла в дикую ярость, вытащила "благословенную дочку" из горницы и вытолкала её за ворота; потом сняла с забора череп со светящимися глазами и наткнула его на палку: "Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его: они ведь тебя за этим прислали!" Со всех ног бросилась бежать Василиса из этого проклятого места, освещая себе дорогу черепом, словно фонарём. Ну, как она не спешила, а только на следующий вечер вышла к мачехиному дому.
Идёт и думает: "Наверно огонь больше не нужен, столько времени прошло, кину-ка я череп..." В тот же миг из черепа раздался глухой голос: "Не бросай меня, неси к мачехе!" Первый раз за всё время встретили Василису "родственнички" приветливо и объяснили, что с той поры, как она ушла, у них не было в доме огня: сами они высечь не могли, а который приносили от соседей - тот погасал, едва его вносили в горницу. "Авось, твой огонь держаться будет!" - сказала мачеха.
Внесли череп в горницу, а глаза из черепа так и глядят на мачеху и её дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся - глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь, одну Василису не тронуло.
Поразительно, но у индейцев майя в доколониальный период существовал аналогичный "ритуал черепа", о чём безвестный рассказчик сказки "Василиса Прекрасная", понятно, знать не мог.
Сохранились до наших дней изображения вышеописанного ритуала, об этом обряде, правда, с известным скепсисом поведал Ю.В. Кнорозов, советский учённый, сумевший расшифровать письмена древних майя.
Как это было
Доколумбовая Америка, полуостров Юкатан, город-государство Чичен-Ица. Красное людское море волнуется возле ступенчатой пирамиды, на последней площадки которой сегодня сам верховный жрец вершит обряд. Сегодня особый день. Несколько индейцев- воинов, откормленных человеческим мясом, погоняют копьями индейца со связанными руками в направлении пирамиды, он упирается, но силы не равны и вскоре его заталкивают на вершину пирамиды к жрецу.
Наступает гробовая тишина. Неожиданно верховный жрец выкрикивает что-то гортанное и словно неоткуда отработанным движением достаёт из складок своего жреческого облачения ритуальный череп. Секунду он держит его на вытянутых руках. Череп начинает мерцать, изо рта, глазниц черепа вырывается яркий палящий луч, поражающий связанного индейца. Тот издаёт дикий крик, его тело бьют конвульсии. Секунда, и изломанное судорогами тело падает с пирамиды к ногам расступившейся толпы.
По мнению учёного, причина смерти в данном случае – страх.
Для отправления этого ритуала индейцы использовали мастерски сделанные из горного хрусталя макеты человеческих черепов в натуральную величину. Предание гласит, что их было тринадцать. В Новом свете было найдено четыре. Как показывают эксперименты, четыре вышеупомянутых черепа светятся в темноте, если находятся недалеко друг от друга. Одно время один из этих черепов, "Иезуит", принадлежал Игнатию Лойоле, а другой "череп Рока" - писателю Френку Дорланду.
Вместилище чужой души
Ф. Дорланд обнаружил внутри затылочной части "черепа Рока" систему призм и каналов: если за черепом установить свечку, то череп и его глазницы начнут светиться. Кроме того, "череп Рока", если держать под определённым углом к солнцу, то луч будет выходить изо рта черепа.
Известно, что если под "Иезуитом" разжечь огонь, то из его глазниц ударят два луча.
Но всё же череп, который нашёл Круглов, самый таинственный. Он и по сей день храниться в Москве, в криминалистической коллекции одного из медицинских вузов. Вот, что о нём сказал заслуженный врач России, сотрудник центра судебно-медицинской экспертизы профессор Виктор Звягик:
- Череп небольшой. В нём есть глубокое отверстие диаметром 20-25 мм. Изготовлен череп из неизвестного науке полупрозрачного кристалла. Это не череп человека, а так же и не череп примата (человекоподобной обезьяны). Вероятно, это артефакт должен изображать череп разумного обитателя иного мира, возможно инопланетянина.
В своей книге "Деяния и мудрость древних" Ф. Дорланд написал, что пока "череп Рока" был у него, "он порой менял цвет или подергивался мягкой дымкой, от него исходил странное звяканье, внутри него появлялись изображения гор, храмов, а однажды несколько минут его окружало странное свечение". Благодаря этой особенности светиться ни с того и ни с сего "череп Рока" и был обнаружен археологами.
Всё это справедливо и для черепа Круглова, который погубил Павла I.
Зловещие картины
После смерти Екатерины Великой этот "череп" унаследовал ее полубезумный отпрыск Павел I. В нём он узрел ужасы войны кровавой, причём ни какой-нибудь там инопланетной, а земной, современной ему. Это зрелище настолько его ужаснуло, что Павел I выступил с обращением ко всем европейским монархам решать все конфликты не войной, а поединком, как в старое рыцарское время. Эта благородная идея - устроить вместо битвы народов драку уродов - вызвала смех у всей Европы.
И ещё "череп" показал Павлу I что-то нехорошее о масонах, за что он нежданно-негаданно запретил масонство в своей стране, хотя первоначально сам был масоном и всячески им покровительствовал. За это разъярённые масоны сплели заговор и убили императора.
Незадолго до своей смерти Павел I, вглядываясь в "череп", произнёс: "Странно, я вижу себя без глаза". Его убийцы, братья Зубовы, выбили ему глаз табакеркой.
Заключение
А закончить эту историю хочется следующей цитатой из другой волшебной сказки: "Долго шёл ни евши, ни пивши Иван-царевич к дому Бабы-Яги. Видит, стоит дом Бабы-Яги, вокруг него девять шестов, на каждом из восьми шестов по черепу человеческому, лишь один девятый не занят". Напоминаю, хрустальных черепов у индейцев было тринадцать, четыре нашли, один отдала Баба- Яга Василисе. И это всё многозначительное совпадение, как сказал бы Карл Юнг, психиатр, введший понятие архетип.
Да и кем является куколка из сказки "Василиса Прекрасная"? Киборгом? Кто ведает...