На одном из перевалов Кольского полуострова вблизи Сеид-озера не так давно погибли четверо туристов. Опытные, спортивные ребята лежали цепочкой, вытянувшейся от перевала до ближайшего жилья. Последний пробежал семь километров и упал в двух сотнях метров от ближайшего дома, где надеялся найти спасение. Признаков насилия на телах не обнаружено, но на всех лицах застыла гримаса ужаса.
А вокруг, по словам перепуганных местных жителей, отпечатались следы, не похожие на звериные, но слишком большие для человека…
Случившаяся трагедия как две капли воды напоминает еще одну, произошедшую около 30 лет назад в тех же северных широтах, но отдаленных от Кольского полуострова на тысячи километров. На Северном Урале, в верховьях реки Печоры, исчезла группа свердловских туристов. Спасатели, срочно выехавшие в район, где должен был проходить маршрут свердловчан, нашли их только через несколько дней. На перевале горы Отортен стояли две палатки, их задние стенки были изрезаны ножами, а вниз по склону горы на снегу лежали полураздетые туристы. Следов насилия на их телах обнаружено не было. Но так же, как и на Кольском полуострове, на лицах погибших застыл ужас.
Загадочные смерти
Есть еще одна деталь, которая объединяет два этих страшных происшествия. Вблизи горы Отортен находится священное для народов манси урочище Ман-Папуньер. Шесть огромных, в несколько десятков метров высотой, каменных столбов поднимаются здесь над отрогами Урала. По преданию, сохранившемуся среди северных народов, шесть могучих великанов преследовали одно из племен манси, уходящих за «каменный пояс» Уральских гор. В истоках реки Печоры на перевале великаны уже почти настигли племя. Но им преградил путь маленький шаман с белым, как известь, лицом и превратил великанов в шесть каменных столбов. С тех пор каждый шаман из племени манси обязательно приходил в священное урочище и черпал от него свою волшебную силу.
Открытия тайной экспедиции
Сеид-озеро на Кольском полуострове и до сих пор вызывает благоговейный трепет у местного населения. На его южном берегу находили свое последнее пристанище местные шаманы. И это тоже отмечено необыкновенными памятниками, но не природы, как хребет Ман-Папуньер, а человека. В 1920–1921 годах в этом районе побывала географическая экспедиция. Экспедиция была необычная. Ее организовало… ОГПУ. Руководитель экспедиции Александр Барченко, заведующий лабораторией нейроэнергетики Всесоюзного института экспериментальной медицины, тоже слыл человеком необычным. Круг его профессиональных интересов был очень велик: создание приборов для радиошпионажа, изучение необычайных или, как сейчас говорят, экстрасенсорных способностей человека, выяснение природы НЛО, поиск снежного человека и многое другое. На Кольский полуостров экспедицию привел приказ руководства ОГПУ: заняться изучением распространенного здесь необычайного заболевания – «эмерек», или «мереченье».
Трудно отыскать что-нибудь похожее на эту «чертовщину», приводящую в недоумение и современных психологов, которые склонны сравнивать состояние «мереченья» с состоянием зомби. Местные жители часто объясняли эту болезнь кознями когда-то жившего на территории Кольского полуострова таинственного племени колдунов-карликов, гневавшихся на людей, тревоживших покой их могил. Вот что записал в своем дневнике участник экспедиции астрофизик Кондиайн: «В одном из ущелий мы увидели загадочные вещи. Рядом со снегом, там и сям пятнами лежавшим по склонам ущелья, виднелась желтовато-белая колонна вроде гигантской свечи, рядом с ней кубический камень. На другой стороне горы с севера виднеется гигантская пещера на высоте сажен 200 и рядом нечто вроде склепа замурованного». Но больше всего поразило ученых изменение психического состояния людей, оказавшихся вблизи древних сооружений. Их вид почему-то приводил членов экспедиции в состояние безотчетного ужаса.
Неподалеку от урочища экспедиция обнаружила несколько небольших сопок, похожих на сложенные руками людей пирамиды. У их подножия ученые испытывали слабость, головокружение или безотчетное чувство страха. «Даже естественный вес человека, – по словам Кондиайна, – здесь увеличивался либо уменьшался». И еще одно неожиданное открытие сделала экспедиция. Она обнаружила узкий лаз, уходящий в глубь скалы. Исследовать его не удалось. Смельчак, попытавшийся проникнуть в него, испытал… непреодолимый, почти осязаемый ужас. Ему казалось, что с него живьем медленно сдирают кожу. В 1997 году в этих местах побывала еще одна экспедиция, руководимая доктором филологических наук Валерием Деминым. Таинственного, внушающего страх лаза она, правда, не нашла. Зато обнаружила несколько древних сооружений, в том числе каменную «обсерваторию» на горе Бингурт, этрусский якорь и колодец под горой Куамдепахк.
Жители подземелья
У лопарей, живущих на Кольском полуострове, и у их соседей саами бытуют легенды о карликах, поселившихся когда-то под землей. Лопари называют их «сайвок». Лапландцы – народ кочевой. Раскинув свое легкое жилище на удобном месте, они иногда могли слышать, как из-под земли до них доносились неясные голоса и звяканье железа. Это служило сигналом: немедленно переносить юрту на новое место – она закрывала вход в подземное жилище сайвок. С карликами – подземными жителями, боявшимися дневного света, но могучими волшебниками, лопари опасались ссориться.
Легенды о маленьких подземных жителях, умеющих обрабатывать железо и обладающих сверхъестественными способностями, сохранились у всех народов, населяющих Север России. Так, коми, живущие на Печорской низменности, знают о существовании маленьких человечков, творящих чудеса и предсказывающих будущее. Они пришли с севера. Сначала человечки не умели говорить на языке коми, потом постепенно выучились. Они же научили людей ковать железо. Колдовство их обладало страшной силой. По их приказанию меркли Солнце и Луна.
На побережье Ледовитого океана эстафету легенд коми о карликах принимают ненцы. «Давным-давно, когда наших людей здесь не было, тут жили «сииртя» – маленького роста люди. Когда людей много стало, они насквозь в землю ушли». Так рассказывают о сииртя – странном, мифическом народе, некогда якобы населявшем пространство от Канина Носа до Енисея.
У русских землепроходцев, появившихся на Урале позднее, тоже есть предания и сказы о живущих в горах людях небольшого роста, красивых, с необычайно приятными голосами. Так же, как сайвок на Кольском полуострове, они не любят бывать на дневном свету, но некоторые люди слышат исходящий из-под земли звон. И звон этот неслучаен. «Чудь белоглазая» – под таким именем фигурируют карлики в уральских сказах – занималась под землей добычей золота, серебра, меди. Когда на Урал пришли русские, по совету вещих, знающих будущее шаманов чудь белоглазая, жившая на западных склонах Урала, прокопала длинные подземные ходы и скрылась в недрах гор со всеми своими сокровищами.
В этих предгорьях Урала, где исчезла чудь, находится еще одно место – пещера Сумган, с которой связано «ощущение ужаса», как и в случае с лазом, найденным экспедицией ОГПУ на Кольском полуострове.
Спелеологи, не один раз штурмовавшие эту пещеру и доходившие до ее второго дна, вспоминают чувство непонятного, ничем не обоснованного страха, охватывающего их в одном из ходов пещеры. И по сей день узкий лаз, в который переходит этот ход, никем не пройден.
Встречаются следы таинственных подземных жителей и в далекой Якутии, в бассейне реки Вилюй, в месте, носящем многозначительное название Долина смерти. Редкие исследователи, добравшиеся до этого загадочного места, рассказывают об удивительных металлических колоколах, прикрывающих проходы, уводящие в неизведанные недра. Михаилу Корецкому из Владивостока повезло – он побывал в Долине смерти три раза. Попадал он туда не от хорошей жизни – в этом месте большинство людей могли мыть золото, не опасаясь получить пулю в затылок. «Я видел, – рассказывает Корецкий, – семь «котлов». Размер их от шести до девяти метров в диаметре. Изготовлены они из непонятного металла, который не берет даже отточенное зубило. Сверху металл покрыт слоем неизвестного материала, похожего на наждак, который нельзя ни сколоть, ни поцарапать».
Якуты рассказывают, что раньше из-под куполов можно было попасть в расположенные глубоко под землей комнаты, где лежат промерзшие насквозь худые одноглазые люди в железных одеждах.
Каменья там, скалы и гранит
От ушедших под землю таинственных жителей остались не только легенды. Научные записи экспедиций открывателя «русской Гипербореи» на Кольском полуострове Александра Барченко были впоследствии засекречены ВЧК, а потом бесследно исчезли. Но, к счастью, сохранился его роман «Доктор Черный», в котором он зашифровал некоторые результаты своих экспедиций по русскому Северу.
«Далеко на том берегу вспыхнул огонь. Окунулся, исчез, замигал снова, и было похоже, будто в глубине озера, блеснув чешуей, поползла змейка…
– Что это за огонь мигает, Илья? Где это? Это рыбаки?
Старик повернулся к озеру, долго смотрел, даже рукой прикрылся, хотя давно погасла заря, пожевал неодобрительно губами.
– …Там рыбаков не бывает. Каменья там, скалы, гранит. Глухое место… Это в Печорах… К самой воде подходят, а потом на большие тыщи верст под землей эти пещеры самые идут, в Финляндию. Прямо, можно сказать, темное место… Тут в старое время чудь жила, а потом чухны этой стороной завладели…
Вот она, стало быть, и ушла под землю… Ну, а как стало быть перед бедой, перед несчастьем каким, сейчас она вылезает».
Еще в XVI веке географы Европы были убеждены в существовании в Северном Ледовитом океане архипелага крупных островов или даже материка Арктида, населенного карликами. Они упоминаются в очень схожих легендах практически у всех северных народов. Карлики создали странную, не похожую на нашу цивилизацию. Они обладали ярко выраженными экстрасенсорными, как сейчас принято говорить, способностями. Отголоски легенд о справедливой стране систематизированы историком античности Плинием в описании страны гипербореев. «Целых шесть месяцев у них продолжается день и столько же ночь. В этой стране приятный и благодатный климат. Их жилища расположены в лесах и рощах, где они поклоняются богам… Они не знают ни вражды, ни болезней. Они никогда не умирают. На ночь они прячутся в пещерах».
Потом произошел один из многих земных катаклизмов, в результате которого ушел под воду арктический материк, а обогревающее его теплое течение Гольфстрим изменило свое направление. Уцелевшие жители Арктиды покинули замерзающие и быстро покрывающиеся льдом острова и расселились по северу Европы и Азии. Восстановить свою цивилизацию они не смогли, сражаться с местными жителями не хотели и постепенно ушли с поверхности земли в подземные катакомбы и пещеры, в привычную для них среду обитания. Ведь у себя на родине они проводили в них по полгода. Для защиты от энергичных и жадных до драгоценных металлов, особенно до золота, народов севера Европы они поставили на входах в свои подземные убежища психологические барьеры, внушающие людям сверхъестественный ужас, отгоняющий их от священных для карликов мест, а иногда даже приводящий любопытствующих к гибели.
Возможность существования на севере Земли суши подтверждается не только легендами, но и мнением некоторых крупных ученых. Например, известный российский полярный исследователь Я. Гаккель еще в 1965 году писал: «…В результате исследований Центральной Арктики, которыми ее природа освещается совсем по-новому, встает вопрос о былом существовании древней суши – Арктиды – в Северном Ледовитом океане». По мнению ученого, основанному на детальном изучении рельефа дна Северного Ледовитого океана, еще сравнительно недавно, около 5 тысяч лет назад, облик Арктики был совершенно другим. Вершины подводных хребтов Менделеева, Ломоносова поднимались над поверхностью воды, острова Шпицберген, Франца-Иосифа, Новосибирские острова были значительно обширнее, и в акватории Северного Ледовитого океана существовала еще одна часть света – Арктида, состоящая из отдельных архипелагов и крупных островов.
5000 лет… Срок вроде бы слишком маленький для того, чтобы в течение него исчезла целая цивилизация. Но это только кажется нам, людям, которым довелось жить в период относительной стабильности, неизменности очертаний суши и границ океанов.