«Если рассудок или жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот», — предупреждал один из персонажей «Собаки Баскервилей» Конан-Дойла. В этих словах содержится немалая доля истины. Ибо болота всегда считались гибельным местом, находящимся в ведении потусторонних сил…
Кикиморы болотные
На болотах время от времени слышны странные звуки — как будто голос неведомого существа. Можно сколько угодно уверять, что это крики болотных птиц и хлюпанье тины, — все равно местное население будет верить в чудовищ, живущих в трясине и утаскивающих к себе людей. По русскому поверью, на болоте обитают потусторонние сущности — кикиморы. Кикиморами якобы становятся девочки, проклятые собственными матерями в утробе или до крещения, умершие некрещеными, а также рожденные женщинами от огненного змея-искусителя. Таких детей еще в младенчестве похищает нечистая сила, а в семилетнем возрасте они превращаются в злых духов — кикимор. Одни кикиморы впоследствии выходят замуж за домовых и начинают пакостить в доме, другие — за леших. Они и становятся болотными.
Согласно народным поверьям, болотные кикиморы любят заманивать осторожных путников в трясину. Обычно они не показываются людям, только кричат из болота громким голосом, призывая на помощь. Те, кто спешит на этот зов, неминуемо погибают. Кикимора может обернуться прекрасной девушкой. Поманит к себе путника, тот шагнет к ней – и она затянет его в топь… Иногда людей из шалости заводят в болото дети кикиморы и лешего — лесавки. В лучшем случае кикимора в своем безобразном обличье вскакивает путнику на спину и катается на нем, как на лошади, при этом хотя бы оставляя его в живых.
Царство мертвых
Болотные огни называют «свечами покойника». Это под воздействием грунтовых вод горят соединения фосфора. Такое же зловещее свечение наблюдается на кладбищах над некоторыми могилами. Горение вызывается реакцией разложения органических веществ, то есть трупов людей и животных, некогда потонувших в трясине. Налицо самая прямая связь с загробным миром…
Голубоватые мерцающие огоньки часто сбивают путников с дороги — те принимают их за свет жилищ. Согласно одному из поверий, болотные огни — это свечи в руках мертвецов, и кто их увидит, тот скоро должен умереть. Жители Германии верили, что это призраки людей, укравших у своих соседей землю — в наказание их души после смерти вынуждены скитаться по болоту в безуспешных поисках твердой земли. Финны же называли блуждающие огни «льек-кьо» и считали, что это души детей, которых по каким-то причинам похоронили в лесу. Во многих странах Северной Европы также бытовало поверье, что огни на болоте — это духи древних воинов, охраняющих зарытые там клады.
Гостья из трясины
Страшный миф гласит также, что люди, утонувшие в трясине, могут возвращаться с того света, чтобы забирать с собой живых. Вспомним эпизод из некрасовского «Мертвого озера», когда к мужику явилась утопленная им в болоте жена. Это литературный вымысел, но быль порой оказывается страшнее и ярче любой писательской выдумки.
…Как-то осенью один инженер приехал поохотиться в деревню Воложба Тихвинского района, где проживал его знакомый. С утра отправившись в лес, он сам не заметил, как заблудился, хотя считал, что хорошо знает здешние места — на охоту сюда он приезжал не впервые. Целый день инженер бродил по лесу и лишь под вечер вышел на дорогу, которая привела его к заброшенному хутору на краю болота.
Любого деревенского жителя сразу насторожила бы эта избенка. Кто же ставит свой дом у болота?! Не иначе, что-то тут неладно! Но инженер был закоренелым материалистом и ни во что «этакое» не верил. Он смело поднялся на крыльцо и толкнул дверь. Та со скрипом отворилась. Посреди горницы валялись пустые консервные банки, возле лежанки — охапка полусгнивших дров. Видно, здесь когда-то ночевали такие же охотники, как и он сам. Это обстоятельство совсем успокоило незваного гостя и он, видя, что за окном быстро темнеет, принялся располагаться на ночлег. Все казалось спокойным, только с болота наползал туман и ощутимо тянуло сыростью.
Проснулся мужчина оттого, что в горнице раздавались шаркающие шаги. Ужас так сковал инженера, что он несколько секунд не мог пошевелиться. Затем оцепенение спало, он приподнял голову и посмотрел в темноту. Он явственно ощутил, что в избе кто-то есть и этот кто-то несет с собой опасность. Чиркнув зажигалкой, инженер увидел, что в нескольких метрах от лежанки стоит старуха. Мужчина вскрикнул от неожиданности. Посетительница отреагировала на крик — она медленно повернулась к нему и, раздвинув руки, двинулась к лежанке. Инженер почувствовал запах разложения и понял, что старуха… мертва! Пляшущий огонек зажигалки выхватил из темноты страшное лицо с ошметками кожи и пустыми провалами вместо глаз и рта. Охваченному ужасом инженеру не пришло в голову ничего лучшего, как швырнуть в гостью с того света громоздкой и увесистой, еще советского производства зажигалкой. Та угодила старухе в лоб, отскочила и погасла. Покойница издала дикий вопль, а мужик тем временем окончательно пришел в себя, соскочил с лежанки и, одним махом сорвав запиравший дверь крюк, выскочил наружу и бросился бежать. Бежал он, не разбирая дороги — прыгал по болотным кочкам, под ногами то и дело хлюпала торфяная жижа. Чудом инженер уцелел и не провалился в трясину. Лишь на рассвете он выбрался на твердую почву и, оглядевшись, увидел знакомые места.
Впоследствии незадачливому охотнику поведали, что тот хутор возле болота уже давно пользуется дурной славой. До войны там жила бабка Корениха, слывшая ведьмой. Рассказывали, что она хранила в доме какую-то старинную книгу по черной магии. Во время обстрела деревни Корениху задело осколком снаряда, и она упала в болото. Она не смогла никому передать свой колдовской дар, и душа ее была обречена на вечные скитания. Вот, видимо, и застряла в болотных дебрях…