Оксана жила в маленьком домике на окраине города с отцом, мачехой и сводной сестрой. Мачеха Оксаны не любила её, а любила только свою собственную дочь, Елену.
Вскоре после того, как её отец женился во второй раз, Оксане пришлось выполнять всю домашнюю работу, в то время как Елена развлекалась целыми днями. Отец Оксаны был робким человеком, и не мог спорить со своей женой. Оксана донашивала вещи Елены, и её руки потрескались и стали грубыми от работы, а Елена становилась всё более ленивой и избалованной.
В один год, когда выдалась особенно холодная зима, у них в семье закончились деньги. Мачеха Оксаны начала грызть отца и заставлять его прогнать дочь из дома, потому что им не по карману было содержать двух дочерей. Неохотно, отец Оксаны согласился с мачехой. Он отвёл Оксану в старую хижину, которая стояла глубоко в лесу, и оставил её там.
Оксане было очень страшно. Лес, как говорили, населяли страшные кикиморы и лешие. В хижине была печка, стол и старый, ржавый горшок. Оксана достала хлеб, нож и кусок сыра, которые ей дал её отец. Она достала одеяло, и расстелила его рядом с печкой, потом собрала хворост и разожгла печку.
Оксана понимала, что хлеб и сыр она не сможет есть всю зиму, поэтому из мелких прутьев деревьев она сплела петлю и поймала зайца, чтобы съесть его. также он покопалась под снегом и откопала несколько корней и ягод годных в пищу.
Перед наступлением темноты Оксана растопила снег и попила воды. Остальную воду она использовала, как бульон. Она хорошо поела и легла ночью возле печки, прислушиваясь к вою ветра, и заставляя себя не бояться леса.
Была полночь, когда в дверь хижины постучали.
Тук, тук, тук.
Оксана проснулась, и её сердце бешено заколотилось. Стук повторился.
Тук, тук, тук.
Оксана вспомнила о чудищах, живущих в лесу. Она спряталась под одеяло, молясь, чтобы незваный гость ушёл.
Тук, тук, тук.
Оксана встала, и схватила палку. Она подкралась к двери. Ветер устрашающе выл в трубу. Оксана распахнула дверь. За дверью никого не было. Ее сердце бешено колотилось, когда она вглядывалась в кружащий снег. Потом она посмотрела вниз и вскрикнула от ужаса, выронила палку и отскочила назад. Там было чудище. Злой дух.
У него не было тела!
“Кто ты?”- заикаясь произнесла Оксана, вцепившись дрожащими руками в дверь.
“Я голова коровы”- ответило чудище.
И в самом деле, Оксана сразу поняла, что это было. Коричневая голова с изогнутыми рогами и странными, зловещими глазами.
“Мне холодно и голодно. Можно мне поспать возле огня?”- спросила голова коровы. Её голос был холодным и безжизненным.
Оксана заикалась от ужаса.
“Конечно”- сказала она.
“Подними меня через порог”- потребовала голова коровы глухим голосом. Оксана сделала, как ей было велено.
“Положи меня возле огня”.
Страх боролся с состраданием внутри Оксаны, но сострадание победило. Оксана положила голову рядом с печкой.
“Я голодна”- сказала голова коровы. “Покорми меня”.
Оксане было жалко отдавать свою скудную трапезу. У неё осталось лишь немного мяса на завтра, но она отдала его коровьей голове.
“Я буду спать”- сказала голова. В её голосе не было никаких ноток сочувствия к бедной девушке, но Оксана сделал всё, чтобы голове было удобно. Она отдала ей своё одеяло, а сама улеглась спать в тёмном, холодном углу, постелив только плащ.
Когда она проснулась утром, головы коровы уже не было. На том месте, где она спала, стоял большой сундук, наполненный самыми красивыми платьями, которые девушка только видела. Под платьями лежали кучи золота и драгоценных камней.
Оксана, не веря, смотрела на всё то богатство, что ей досталось. И тут раздался голос её отца.
“Дочь моя, я пришел”.
Оксана запрыгала от радости. Она бросилась в его объятия. Он, наконец, смог противостоять мачехе, и вернулся, чтобы забрать Оксану домой.
“Отец, посмотри!”- воскликнула Оксана и потянула его в дом. Оксана потом всё ему объяснила.
Вернувшись в село, Оксана зажила счастливо. У неё было много поклонников, и она удачно вышла замуж.
Услышав рассказ Оксаны, и, видя богатство, которое ей досталось, Елена пошла в хижину в лесу и провела там ночь. Но, когда появилась голова коровы, Елена была слишком ленива, чтобы прислуживать ей. Утром все ее платья превратились в лохмотья, а её имущество в пыль.
А Оксана дожила до глубокой старости в счастье и процветании.